УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (военно-патриотический профиль)
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи военно- патриотического профиля определяет концептуальные основы, направления и содержание деятельности объединений по интересам, организационные и методические особенности образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также его условия и результаты.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи военно- патриотического профиля является основой для разработки и создания программ объединений по интересам.
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи военно- патриотического профиля предназначена для совершенствования работы по патриотическому воспитанию детей и учащейся молодежи.
Реализация программ дополнительного образования детей и молодежи военно- патриотического профиля способствует получению и закреплению знаний, умений и навыков по гуманитарным и естественным наукам, допризывной подготовке обучающихся.
Целью изучения содержания образовательных областей военно-патриотического профиля является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой личности, воспитание высокой гражданской ответственности, положительной мотивации выбора военной службы как общественно значимого, престижного рода деятельности.
Задачи:
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
формирование у обучающихся представлений о военной службе и воинском долге, всесторонней готовности к военно-профессиональной деятельности;
овладение специальными знаниями, умениями и навыками, удовлетворение образовательных потребностей обучающихся;
воспитание ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья;
создание условий для социализации и саморазвития личности обучающихся, выявления их профессиональных интересов и склонностей;
организация содержательного досуга, профилактика вредных привычек и правонарушений среди несовершеннолетних.
Реализация программы дополнительного образования детей и молодежи по военно- патриотическому профилю строится в тесном взаимодействии с Вооруженными Силами Республики Беларусь, органами пограничной службы Республики Беларусь, внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь с целью использования накопленного положительного опыта и учебно-материальной базы соединений, воинских частей, организаций, военных комиссариатов в организации образовательного процесса с обучающимися.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся.
Образовательными областями программы военно-патриотического профиля являются «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе».
Образовательная область «Поисковики-исследователи»
Цель: формирование у обучающихся гражданско-патриотических и духовно- нравственных качеств, воспитание чувства уважения к героическому прошлому страны.
Задачи:
получение и закрепление на практике знаний обучающихся по военной истории страны;
восстановление и сохранение исторической памяти о героических подвигах белорусского народа;
привлечение обучающихся к поисковой и исследовательской деятельности по изучению истории страны;
увековечение памяти защитников Отечества и жертв войн;
содействие профессиональной ориентации обучающихся.
Образовательная область «Подготовка к военной службе»
Цель: формирование у обучающихся морально-психологической и физической готовности, конституционного и воинского долга по защите Родины в рядах Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Задачи:
приобретение практических знаний и умений, физической и психологической устойчивости для будущей службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях;
привитие обучающимся чувства уважения к своей Родине, гордости за свой народ и его историю;
вовлечение обучающихся в физкультурно-массовую, оборонно-спортивную и оздоровительную работу;
содействие профессиональной ориентации обучающихся.
Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи военно- патриотического профиля определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, в том числе: программами объединений по интересам, экспериментальными и индивидуальными программами дополнительного образования детей и молодежи.
Сроки реализации программ - от 1 года и более. Для групп с переменным составом обучающихся - от 6 дней и более.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся от 14 лет и старше - до 10 учебных часов в неделю. Продолжительность одного учебного часа - 45 минут.
Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением. Продолжительность практического занятия объединения по интересам на местности в своем населенном пункте может составлять до 4 часов, однодневного похода, загородной экскурсии, соревнований и др. массовых мероприятий - до 8 часов в сутки, двухдневного - до 16 часов, трехдневного и более - до 24 часов.
Учебно-тематический план типовой программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля является примерным и содержит перечень основных разделов (подразделов), определяет последовательность изложения тем, количество часов на каждую из них с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
В приложении размещены:
Примерный учебно-тематический план образовательной области «Поисковики- исследователи»;
Примерный учебно-тематический план образовательной области «Подготовка к военной службе».
№ п/п |
Раздел, подраздел |
Количество часов |
||
всего часов |
в том числе |
|||
теоретических |
практических |
|||
от 30 % до 50 % |
от 70 % до 50 % |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ |
В строгом соответствии с учебно-тематическими планами представляется краткое описание содержания разделов (подразделов), теоретических и практических видов занятий.
В приложении размещены:
Содержание образовательной области «Поисковики-исследователи»; Содержание образовательной области «Подготовка к военной службе».
В результате освоения программы обучающиеся: должны знать:
основы идеологии белорусского государства; основные вехи военной истории белорусского народа; основы воинской и пограничной подготовки;
основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений; правила ведения поисковых работ;
правила ведения опроса местного населения и записи воспоминаний участников и очевидцев исторических событий; должны уметь:
работать с историческими документами в архивах, музеях, с литературой, анализировать информацию, представленную в разных источниках; выполнять строевые приемы и команды; оказывать первую медицинскую доврачебную помощь; оборудовать туристский лагерь;работать со сведениями по топографической подготовке; должны владеть:
основами поисково-исследовательской работы.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными формами подведения итогов по реализации образовательной программы является отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный поход, экспедиция, военно-патриотическая игра, военно-спортивная игра, соревнования по военно-прикладным видам спорта, слет и другие.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие (теоретическое и практическое).
Среди общих организационных форм педагогического взаимодействия, посредством которых реализуется типовая программа дополнительного образования детей и молодежи выделяется предметный (по интересам) кружок, клуб, студия, секция, практикум, отряд, мастерская, научные общества учащихся, школа юных и т.д.
Интегрированные организационные формы организации образовательного процесса: соревнования, экскурсии, слеты, учебно-полевые и тренировочные сборы, профильные лагеря, экспедиции, конференции, конкурсы, школы защитников Отечества и т.д.
Основные методы реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля:
методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ, диспут, лекция, пример и др.);
методы организации военно-патриотической деятельности (педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);
методы стимулирования военно-патриотической деятельности
(дифференцированное обучение, соревнование, участие в слетах, походах, экспедициях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.);
методы контроля и оценки военно-патриотической деятельности (беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, участие в соревнованиях и слетах, рефлексивные методы и др.).
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Белоусов, Н.А. Начальная военная подготовка учащихся / Н.А. Белоусов. - Минск: Университетское, 1985.
- Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое пособие / С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. - Минск: РИВШ, 2015. - 253 с.
- Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества: пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. - Минск: Сэр-Вит, 2010.
- Псторыя Беларус (у кантэксце сусветных цывшзацый): Вучэб. дап. / В.1. Галубовiч [i шш.]; 3-е выд. Пад рэд. В.1. Галубовiча i Ю.М. Бохана. - Мшск : Экаперспектыва, 2007. - 472 с.
- Долгович, Б.Д. Беларусь в годы Великой Отечественной войны. - Мн.: Полымя,
1994.
- Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского государства / О.П. Князев (и др.]. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004.
157
- Пособие по основам военно-педагогических знаний, военной топографии, военно- медицинской подготовке, радиационной, химической и бактериологической защите / Министерство образования, учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»; составители А.Н. Родионов [и др.]; рецензент В.А. Лисовский, А.Н. Глебов. - Гродно: 2007. - 233 с.
- Специальная военная подготовка: в 2 ч. / А.В. Дрокин, В.Н. Коробач, И.А. Полуян; рец. В.М. Муха, Министерство здравоохранения, учреждение образования «Гродненский государственный медицинский университет», 2013. - 242 с.
- История Беларуси с древнейших времен до 2013 г.: учебное пособие / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 558 с.
- Федоренко, А.В. Методические рекомендации для организации и проведения методических занятий по физической подготовке / А.В. Федоренко, В.В. Ращупкин; ВА РБ. - Минск: Издание академии, 2001. - 72 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный учебно-тематический план
Образовательная область «Поисковики-исследователи»
№ п/п |
Раздел, подраздел |
Количество часов |
||
всего часов |
в том числе |
|||
теоретических от 30 % до 50 % |
практических от 70 % до 50 % |
|||
1 |
История поискового движения в Республике Беларусь |
|||
2 |
Основы техники безопасности |
|||
3 |
Военная история Беларуси в разные исторические периоды |
|||
3.1 |
Военная история Беларуси в период раннефеодальных государств |
|||
3.2 |
Борьба белорусского народа с крестоносцами и монголо-татарами |
|||
3.3 |
Белорусы в составе войск Великого княжества Литовского |
|||
3.4 |
Военные события на территории Беларуси середины XVI-XVIII вв. |
|||
3.5 |
Война с Наполеоном. Подавление национально- освободительных восстаний |
|||
3.6 |
Беларусь в годы Первой мировой войны |
|||
3.7 |
Белорусский военный округ в межвоенный период |
|||
3.8 |
Беларусь в годы Великой Отечественной войны в контексте Второй мировой войны |
|||
3.9 |
Граждане Беларуси в урегулировании локальных конфликтов |
|||
4 |
Военно-историческая реконструкция |
|||
5 |
Научно-практическая подготовка |
|||
5.1 |
Работа с историческими документами, их обработка |
|||
5.2 |
Архивы и работа с архивами |
|||
5.3 |
Использование интернет технологий в организации поисково-исследовательской работы |
|||
5.4 |
Научно-исследовательские учреждения. Музеи. Сбор и обработка собранных материалов |
|||
5.5 |
Организация патриотических мероприятий |
|||
6 |
Специальная подготовка поисковика |
|||
7 |
Основы туристской подготовки |
|||
8 |
Ориентирование. Топографическая подготовка |
|||
9 |
Общая физическая подготовка |
10 |
Оказание первой доврачебной медицинской помощи |
|||
11 |
Организация и проведение походов, экспедиций, поисковых работ |
|||
Всего |
Содержание образовательной области «Поисковики-исследователи»
- История поискового движения в Республике Беларусь
Движение «красных следопытов» в Республике Беларусь, «звездные походы» по местам боевой славы, проведение Вахт Памяти, патриотических акций и проектов. Деятельность поисковых объединений.
- Основы техники безопасности
Соблюдение правил безопасного поведения на занятиях. Правила дорожного движения. Правила поведения в походах, экскурсиях, экспедициях.
- Военная история Беларуси в разные исторические периоды
- Военная история Беларуси в период раннефеодальных государств. Княжеская дружина, городища, вежи, другие военные сооружения
раннефеодального государства. Военные походы на Византию. Полоцкое и Туровское княжества, их военная история. Брячислав Изяславович, Всеслав Брячиславович (Чародей). Борьба между Киевом, Новгородом и Полоцком. Битва на р. Немига. Минское княжество, князь Глеб.
- Борьба белорусского народа с крестоносцами и монголо-татарами.
Орден меченосцев (Ливонский орден) и Тевтонский орден. Крестоносцы и монголо- татары, их политика на территории Беларуси. Полоцкое княжество в борьбе с крестоносцами. Участие белорусов в определяющих битвах с крестоносцами и монголо- татарами.
- Белорусы в составе войск Великого княжества Литовского.
Военные действия на территории Беларуси в период становления Великого княжества Литовского. Гедимин. Войны Ольгерда, Кейстута, Витовта. Грюндвальдская битва. Хоругви, сформированные в войсках Великого княжества Литовского, и их участие в важнейших сражениях.
- Военные события на территории Беларуси середины XVI-XVIII вв. Ливонская война 1558-1582 гг. Война 1654-1667 гг. Северная война 1700-1721 гг.
Битва под д. Лесной (1708 г.). Ништадтский мирный договор.
- Война с Наполеоном. Подавление национально-освободительных восстаний. Война 1812 года на территории Беларуси. Партизанское движение на территории
Беларуси. Разгром армии Наполеона под Борисовом. Последствия войны 1812 года.
Восстание 1863-1864 гг. в Беларуси. К.Калиновский - организатор и руководитель революционного движения в Беларуси и Литве. Революционно-демократическая газета «Мужицкая правда». «Письма из-под виселицы». Деятельность подпольного правительства.
- Беларусь в годы Первой мировой войны.
Мобилизационные мероприятия на территории Беларуси в 1914 г. Военные действия 1915 г. Захват немцами Западной Беларуси. Немецкий оккупационный режим. Партизанское движение. Нарочанская операция. Белорусское национальное движение. Газета «Наша шва». Братья Луцкевичи, В. Ластовский. Белорусский комитет помощи пострадавшим от войны. Брестский мирный договор. Следы Первой мировой войны на территории региона.
- Белорусский военный округ в межвоенный период.
Система формирования национальных Вооруженных Сил Беларуси в первые годы Советской власти. Участие белорусских соединений в боях на Восточном фронте. Советско-польская война. Создание белорусских Вооруженных Сил в 1920-1930-е годы. Структура Западного особого военного округа.
- Беларусь в годы Великой Отечественной войны в контексте Второй мировой войны.
Причины Второй мировой войны. Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории страны в годы Великой Отечественной войны. Оккупационный режим. Массовая борьба белорусского народа против немецко- фашистских оккупантов. Освобождение Беларуси от нацистских захватчиков. Операция «Багратион». Участие белорусов в заключительных этапах Великой Отечественной и Второй мировой войн. Итоги и исторические уроки Второй мировой войны. Организация экскурсий в музеи, походов и экспедиций по местам воинской славы.
- Граждане Беларуси в урегулировании локальных конфликтов.
Воины-интернационалисты - уроженцы Беларуси, участвовавшие в урегулировании
конфликтов на территории стран ближнего и дальнего зарубежья. Воины-белорусы и военнослужащие Краснознаменного Белорусского военного округа, участвовавшие в боевых действиях в составе 40-й армии.
- Военно-историческая реконструкция
Военно-историческая реконструкция и ее значение. Направления и разновидности военно-исторической реконструкции. Изучение образцов боевой техники и вооружения Советской Армии. Реконструкция тактических действий воинских подразделений разного периода. Военно-фортификационные сооружения.
- Научно-практическая подготовка
- Работа с историческими документами, их обработка.
Понятие исторического документа, классификация исторических документов. Общие приемы хранения и обработки исторических документов. Исторические документы по военной истории, их научная обработка. Особенности информации, содержащейся в военных документах. Обработка официальных сообщений, военных донесений, материалов средств массовой информации, воспоминаний участников и очевидцев военных событий. Практическая работа с историческими документами и их обработка.
- Архивы и работа с архивами.
Понятие архивов, их виды и типы. Государственные архивы, формы работы. Личные архивы и их роль в изучении военной истории. Способы снятия копий с документов и их оформление. Работа в архивах.
- Использование интернет технологий в организации поисково-исследовательской работы.
Методика поиска информации через поисковые системы сети интернет. Сайт ОБД «Мемориал». Работа с электронными базами данных.
- Научно-исследовательские учреждения. Музеи. Сбор и обработка собранных материалов.
Необходимость и значение научно-исследовательских учреждений. Национальная академия наук Беларуси. Институт истории Национальной академии наук. Музеи. Музей учреждения образования. Направления работы музеев учреждений образования. Сбор и основные способы обработки собранных материалов, документов и воспоминаний. Проведение музейных образовательных экскурсионных программ.
- Организация патриотических мероприятий и акций.
Сбор материалов по военной истории края. Шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих. Благоустройство территорий мемориальных комплексов, обелисков, памятников, братских могил. Участие в конкурсах, акциях, проектах.
- Специальная подготовка поисковика
Документация поискового отряда. Амуниция поисковика. Правила ведения поисковых работ. Классификация найденных предметов, их первичная обработка. Классификация воинских захоронений. Техническое обеспечение поисковых работ. Работа по увековечению памяти погибших, установлению их имен, поиску родственников.
- Основы туристской подготовки
Туристское снаряжение. Оборудование туристского лагеря. Питание в полевых условиях. Техника завязывания туристских узлов. Техника наведения переправ через различные преграды. Техника преодоления препятствий. Охрана природы.
- Ориентирование. Топографическая подготовка
Ориентирование на местности. Топографические карты. Ориентирование по карте. Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.
- Общая физическая подготовка
Комплекс вольных упражнений. Силовые упражнения на спортивных снарядах. Упражнения, направленные на развитие реакции. Преодоление полосы препятствий.
- Оказание первой доврачебной медицинской помощи
Индивидуальные средства оказания первой помощи. Алгоритм действий по оказанию первой помощи на месте происшествия. Реанимационные мероприятия. Травматические повреждения. Остановка наружного кровотечения.
- Организация и проведение походов, экспедиций, поисковых работ
План подготовки экспедиции. Выбор целей экспедиции. Выбор и разработка маршрута экспедиции. Планирование мест ночлега. Обеспечение безопасности. Проведение походов, экспедиций, поисковых работ.
Примерный учебно-тематический план
Образовательная область «Подготовка к военной службе»
|
Содержание образовательной области «Подготовка к военной службе»
- Основы идеологии Республики Беларусь
Истоки и становление белорусской государственности. Конституция Республики Беларусь. Государственная символика.
- Военная политика Республики Беларусь
Военная доктрина Республики Беларусь. Национальная безопасность белорусского государства. Идеология государства как противодействие психологической агрессии и повышение национальной психологической устойчивости.
- Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования
История формирования Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Посещение соединений, воинских частей и подразделений разных ведомств.
Состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск.
Вооружение и военная техника Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов пограничной службы, внутренних войск. Развитие новых видов вооружения, военной техники и стрелкового оружия.
- Основы военной подготовки
- Тактическая подготовка.
Основы обороны. Основы расположения на месте и сторожевого охранения. Особенности организации охранения. Оборудование блокпоста. Условные тактические обозначения. Основы наступления. Управление отделением в бою. Условные тактические обозначения.
- Разведывательная подготовка.
Вооруженные силы иностранных государств. Признаки расположения на местности. Действия наблюдателя при ведении разведки. Наблюдательный пост. Взвод в боевом разведывательном дозоре в наступлении.
- Инженерная подготовка.
Фортификационное оборудование позиций. Инженерные мероприятия по маскировке позиций. Мины. Инженерные заграждения.
- Огневая подготовка.
История возникновения и развития стрелкового оружия. Меры безопасности. Назначение, тактико-технические характеристики, общее устройство и принцип работы стрелкового оружия.
- Строевая подготовка.
Движение строевым шагом. Движение строевым и походным шагом в составе взвода. Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить». Строи отделения, взвода. Исполнение строевой песни военно-патриотической направленности.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Воинская дисциплина.
Суточный наряд роты. Общие обязанности военнослужащих. Начальники и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. Воинская вежливость и поведение военнослужащих.
- Пограничная подготовка
- Основы пограничной службы в Республике Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь о Государственной границе Республики Беларусь. Общие положения законодательства Республики Беларусь об органах пограничной службы Республики Беларусь. Система, руководство органами пограничной службы. Правовой статус военнослужащих.
- Основы охраны Государственной границы Республики Беларусь.
Установление и изменение Государственной границы, прохождение и изменение ее на местности. Описание и порядок установки пограничных знаков. Режим Государственной границы. Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при охране Государственной границы. Режим в пунктах пропуска.
5.3. Следопытство.
Понятие о следопытстве. Классификация следов. Следы человека. Следы животного. Следы транспортных средств.
- Пожарно-спасательная подготовка
История развития пожарной аварийно-спасательной службы. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Классификация первичных средств пожаротушения, способы их применения. Техническое оснащение аварийно-спасательных формирований. Виды средств защиты органов дыхания, специфика использования, технические характеристики. Свойства боевой одежды, виды, способы изготовления, состав и комплектность снаряжения. Виды пожарных лестниц, их технические характеристики, параметры, область применения. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ознакомление с пожарно- техническим вооружением подразделений по чрезвычайным ситуациям. Выездные занятия в подразделениях районных органов по чрезвычайным ситуациям.
- Гражданская оборона
Краткая характеристика оружия массового поражения. Радиационная, химическая и биологическая защита. Индивидуальные средства защиты. Санитарная обработка. Приборы радиационной и химической разведки.
- Ориентирование. Топографическая подготовка
Ориентирование на местности. Топографические карты. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов. Ориентирование по карте. Практическое ориентирование на местности при помощи местных предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на местности без карты. Техника бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.
- Медицинская подготовка
Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени. Индивидуальные средства оказания первой медицинской помощи. Алгоритм действий по оказанию первой медицинской помощи на месте происшествия. Реанимационные мероприятия. Травматические повреждения. Остановка наружного кровотечения.
- Военно-прикладная физическая подготовка
Комплекс вольных упражнений. Метание гранат. Силовые упражнения на спортивных снарядах. Самостраховка в рукопашном бою. Рукопашный бой. Упражнения, направленные на развитие реакции. Приемы самозащиты. Ускоренное передвижение. Преодоление полосы препятствий.
- Основы туристской подготовки
Туристское снаряжение. Оборудование туристского лагеря. Питание в полевых условиях. Техника завязывания туристских узлов. Техника наведения переправ через различные преграды. Техника преодоления препятствий. Охрана природы. Участие в походах, соревнованиях по технике пешеходного туризма.
- Военно-патриотическая песня
Разучивание и исполнение строевой песни. Движение взвода с исполнением строевой песни.
- Военно-прикладные виды спорта
Военно-спортивное многоборье, военная гимнастика, гиревой спорт, легкая атлетика, лыжный спорт, прикладное плавание, преодоление полосы препятствий, военно- спортивное ориентирование, стрелковый спорт, упражнения на специальных снарядах и ускоренные передвижения (кросс, марш-бросок), другие. Участие в соревнованиях.