Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Методические рекомендации по составлению портфолио педагога

Дата: 9 апреля в 09:51, Обновлено 9 апреля в 10:03

Портфолио педагога

Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”.

      Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения педагога».Портфолио представляет совокупность индивидуальных достижений педагога, включает лучшие работы.
            Портфолио (портфель педагога) – это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений педагога; это комплект документов, регламентирующих его деятельность, формирующий рефлексию его собственной деятельности. 

         Портфолио должно показать, что педагог действительно достиг за определенный период более высокого уровня в своем профессиональном развитии. Лучше всего портфолио начать с небольшой творческой визитки, самопрезентации его автора, небольшое эссе – философских размышлений о профессии и о своей миссии в профессии, своих ценностных ориентациях, мотивации деятельности и целях развития.

         Постоянное осмысление своей работы и достижений делает автора не столько наблюдателем, сколько исследователем своего прогресса и субъектом собственного развития. В любом случае портфолио должно содержать образцы (или копии) лучших авторских работ, расположенных в определенном порядке, иметь оглавление для быстрой ориентации в документах. Все документы, отражающие суть работы, должны быть выполнены очень качественно.

         Ведение портфолио стимулирует «запуск» механизмов самооценки, самоконтроля, саморазвития его владельца, а также механизмов формирования мотивации достижений, поскольку здесь акцентируется внимание, прежде всего, на достижениях.

         Структура портфолио может быть разнообразной. Приведем примерный образец.

Примерная структура портфолио

  • Титульный лист
  • Творческая визитка автора. Педагогическое кредо.
  • Общие сведения о педагоге (краткая трудовая биография, данные о повышении квалификации и его профессиональной подготовке).
  • Тема и цель ведения портфолио.
  • Результаты профессиональной деятельности педагога. Основные задачи на предстоящий (конкретный период). В данный раздел помещается также информация о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы объединения по интересам, результативность участия в конкурсах, фестивалях, форумах, работа педагога с одаренными детьми и т.д.
  • Учебно-методическая деятельность.
  • Документы и материалы из опыта работы. Их подбор зависит от содержания профессиональной деятельности, уровня мастерства, темы и цели портфолио.
  • Консультативный материал для педагогов и родителей.
  • План самообразования (индивидуального роста) педагога.
  • Дипломы, грамоты, благодарности, полученные педагогом.
  • Рефлексивные записки с анализом процесса индивидуального или коллективного развития, творческой активности, наиболее рациональных форм работы и средств достижения поставленных целей.

Разделы портфолио

Титульный лист

         На титульном листе должна содержаться информация:

  • название отдела образования, спорта и туризма районного исполнительного комитета;
  • полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог;
  • фамилия, имя, отчество педагога;
  • должность педагога;
  • адрес учреждения образования, телефон;
  • год.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

  • фамилия, имя, отчество, год рождения;
  • образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
  • общий и стаж работы в должности;
  • квалификационная категория;
  • повышение квалификации (название учреждения образования, в котором прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
  • дипломы различных конкурсов;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Данный раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности

         В раздел помещаются:

  • материалы о результативности образовательного процесса;
  • сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании участия обучающихся в конкурсах, фестивалях, форумах;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
  • сведения о поступлении учащихся в учебные заведения соответственно профилю работы объединения;
  • сравнительные таблицы уровня усвоения учащимися образовательной программы объединения по интересам, уровня воспитанности учащихся;
  • документы, подтверждающие творческие достижения учащихся;
  • самоанализ педагогической деятельности педагога по годам обучения.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности педагога за определенный период.

Раздел 3. Учебно-методическая деятельность

         Этот раздел содержит методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  • образовательную программу объединения по интересам;
  • обоснование выбора используемых образовательных технологий;
  • обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;
  • работа в методическом объединении;
  • планы-конспекты занятий;
  • методические разработки;
  • темы творческих работ и проектов учащихся;
  • список победителей конкурсов, фестивалей, акций и др.;
  • образцы (фото, копии) творческих работ учащихся;
  • материалы творческих отчетов;
  • план индивидуального профессионального роста;
  • диагностические материалы;
  • анализ методических материалов и авторских разработок.

Раздел 4. Работа педагога по обобщению опыта

         В раздел помещаются материалы, свидетельствующие о работе по обобщению и распространению собственного педагогического опыта:

  • участие в неделях учреждений дополнительного образования детей и молодёжи;
  • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  • участие в организации и проведении семинаров, мастер-классов, конференций и т.д.;
  • разработка научно-методических материалов;
  • выступление перед педагогической общественностью;
  • наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей, творческие отчеты, доклады;
  • участие в международных конференциях, конкурсах, проектах.

Раздел 5. Учебно-материальная база

         В этом разделе:

  • выписка из паспорта учебного кабинета (студии, мастерской);
  • список методической и справочной литературы;
  • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  • наличие технических средств обучения (телевизор, магнитофон, музыкальная аппаратура и др.);
  • наличие компьютера и компьютерных средств обучения;
  • аудио- и видеоматериалы;
  • наличие дидактического материала, макетов, образцов изделий, муляжей и т.п.;
  • другие документы по желанию педагога.

Автор может дополнительно включить раздел «Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах». В данный раздел помещаются отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, бывших учащихся, а также самоанализ деятельности.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.