Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Занятие в учреждении дополнительного образования детей и молодежи

Дата: 14 апреля в 09:54

Требования к занятию объединения по интересам

Рекомендации для педагогов дополнительного образования

Современное занятие объединения по интересам – целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития с постоянным составом учащихся по твердому расписанию с единой для всех образовательной программой дополнительного образования детей и молодежи; это – динамичная и вариативная форма организации совместной деятельности педагога и учащихся.

Общие требования к занятию объединения по интересам:

  • Обеспечение максимальных условий для продуктивной познавательной и творческой деятельности учащихся с учетом их интересов, потребностей и способностей.
  • Формирование мотивации к самопознанию и саморазвитию, активизация всех сфер личности учащегося.
  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  • Эффективное использование педагогических средств, достижений науки, передовой педагогической практики.

Каждое занятие должно быть направлено на достижение задач: обучить, воспитать, развить. В соответствии с этим конкретизируются дидактические, воспитательные и развивающие требования к занятию.

Дидактические: четкое определение задач; оптимизация содержания занятия с учетом личностных потребностей учащихся; внедрение новых педагогических технологий; сочетание различных форм и видов деятельности (коллективной, индивидуальной); контроль и управление образовательным процессом.

Воспитательные: определение воспитательных возможностей темы занятия, и постановка тех воспитательных задач, которые помогают формированию у учащихся таких качеств как: аккуратность, исполнительность, ответственность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, коллективизм и др., со стороны педагога - внимательность, чуткость, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их личностных успехах.

 К развивающим требованиям относятся: формирование и развитие мотивации к познавательно-творческой деятельности, творческой инициативы, активности; изучение и учет психологических особенностей учащихся, прогнозирование творческого, эмоционального, интеллектуального, социального развития учащихся.

Начинающему педагогу дополнительного образования необходимо научиться правильно планировать каждое занятие (может быть, на первых порах, составлять для себя подробный план-конспект).

Сложившаяся на практике структура занятия представляет последовательность этапов: организационный, подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный. Для повышения эффективности образовательного процесса все этапы должны быть объективно взаимосвязаны, однако, их последовательность на ином занятии может быть различна. Например, принято начинать занятие с актуализации уже усвоенных знаний, приемов, навыков, педагог же с целью мотивации учащихся к самостоятельному решению определенного задания, проблемы начинает занятие с ролевой, деловой игры, самостоятельной работы с применением полученных знаний и умений, создания проблемной ситуации, творческого проекта. Безусловно, все это должно быть логически связано с предыдущими занятиями. Такой подход современен, он исключает шаблонность в проведении занятия объединения, расширяет рамки творчества педагога и учащихся.

Все вышесказанное касается организационной основы занятия, методическая основа его обязывает педагога планировать все виды деятельности, в том числе с применением определенных (описать каких) методов, приемов, технологий.

Примерный план занятия может быть следующим:

Дата

Тема

Цель занятия

Задачи

Оборудование, дидактические материалы, технические средства обучения и т.п.

Ход занятия (содержательное наполнение каждого этапа):

организационный (приветствие, организация внимания учащихся);

подготовительный (озвучивание темы, цели занятия, актуализация знаний учащихся по  

теме);

основной (организация продуктивной деятельности учащихся, вид/ы деятельности);

итоговый (подведение итогов, в какой форме);

рефлексия (в какой форме).

Эффективность планирования зависит от знания педагогом особенностей образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, состава учащихся, их индивидуальных возможностей, от учета всех ресурсов, от положительного имиджа самого педагога (педагогический такт, оптимизм, эмоциональная отзывчивость, вера в своих учащихся и поддержка их инициатив и самостоятельности, увлеченность своим предметом и многое другое).

Для успешного планирования занятия, видения перспектив, устранения недочетов педагогу очень важно осуществлять самоанализзанятия. Для этого рекомендуется ответить (самому себе) на следующие вопросы:

- добился ли я цели, которую ставил;

- какова была атмосфера занятия;

- соответствовал ли объем материала качеству его усвоения;

- насколько эффективны были применяемые методы и приемы;

- как оцениваю активность, интерес, самостоятельность и коммуникабельность   

  учащихся;

- каково настроение учащихся после занятия;

- как я оцениваю себя на занятии (речь, настроение, взаимодействие с детьми, все ли возможности использованы для решения воспитательных задач).

Алгоритм подготовки педагога к занятию:

  1. Анализ предыдущего занятия (см. выше).
  2. Моделирование последующего занятия.
  3. Обеспечение содержания занятия (самоподготовка: работа с литературой, ТСО, наглядным, дидактическим материалом, подбор адекватных методов и приемов работы с детьми).
  4. Материально-техническое обеспечение занятия (подготовка помещения для занятий, оборудования, материалов).

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИ

Дата

Тема занятия

Цель

Задачи:

  • образовательная
  • развивающая
  • воспитательная 

         Формы и методы обучения

         Оборудование для педагога

         Оборудование для учащихся

Ход занятия:

  1. Организационная часть. Проверка готовности учащихся к занятию.  Создание психологического настроя на работу.                                                                                            1-3 мин
  2. Основная часть:
  1. Проверка усвоения знаний, умений и навыков предыдущего занятия.                                                       
  2. Изучение нового материала. Вводная беседа, ознакомление с новым  материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией  и т.д.), правила техники безопасности.                                                                                            
  3. Практическая работа  учащихся (выполнение заданий).
  4. Динамическая пауза.
  5. Индивидуальная работа с учащимися. Закрепление знаний и способов действий.    
  1.  Заключительная часть. Подведение итогов занятияВыставка работ,    анализ, выводы, высказывания детей,  оценивание, поощрение и т.д. Рефлексия.                                                                                              

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема по программе

Тема занятия

Дата

Место проведения

Возраст учащихся

Продолжительность занятия

Место занятия в учебно-тематическом плане

Тип занятия

Уровень изучения

Учебно-методический комплекс

  • Наглядные материалы
  • Методические материалы
  • Раздаточный материал
  • Оборудование и материалы

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Цель

Задачи

Этапы учебного занятия

Плани-руемое время

Содержание

Предметно-целевой компонент этапа

Взаимодействие педагога и учащихся

Методы, приёмы, технологии

Организационно-

подготовительный

(5 мин)

2 мин

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя

Педагог и учащиеся приветствуют друг друга

Приём «Блицопрос»

3 мин

Содействие внутренней мобилизации учащихся на учебный процесс. Подготовка учебного материала

Педагог предлагает всем учащимся проверить наличие необходимых материалов.

Учащиеся готовят свое место для работы.

Самостояте-льная работа

Основной

(35 мин)

4 мин

Введение в тему. Актуализация знаний учащихся по теме

Педагог демонстрирует слайды, иллюстративный материал.

Наглядный материал

2 мин

Обоснование темы и цели занятия

Педагог акцентирует внимание на изделии, подчёркивает качество выполнения работы.

Объяснительно-иллюстративный

4 мин

Развитие познавательной сферы учащихся.

Ознакомление с изделием

Педагог разъясняет и показывает порядок выполнения изделия.

Наглядный

11 мин

Включение учащихся в практическую работу.

Объяснение и показ процесса изготовления изделия

Техника безопасности. Учащиеся выполняют задание. Педагог контро-лирует, помогает учащимся

Текущий контроль

2 мин

Организация отдыха учащихся. Снятие мышечного напряжения

Педагог проводит физкультминутку

Физкульт-минутка

12 мин

Объяснение и показ процесса оформления изделия

Индивидуальная работа с учащимися

Текущий контроль

Итоговый

(5 мин)

3 мин

Закрепление и актуализация новых знаний учащихся

Педагог проводит мини-викторину с учащимися по закреплению знаний и умений.

Приём «Вопрос – ответ»

2 мин

Подведение итогов. Рефлексия

Педагог просит учащихся ответить на вопросы: «Что нового узнали на занятии? Чему научились?»

Приём «Вопрос – ответ»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.