УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (социально-экономический профиль)
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи социально- экономического профиля (далее - программа) представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по социально-экономическому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Программа имеет социально-экономическую направленность и ориентирована на развитие социально-личностных компетенций учащихся, основанных на экономических знаниях, социально-творческом опыте, и обеспечивает решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, социализации, организации свободного времени, профессиональной ориентации.
Реализация программы позволит сформировать у учащихся основы экономического мышления, навыки применения экономических знаний для анализа и объяснения экономических явлений, событий, ситуаций, приобрести опыт самостоятельного принятия экономических решений на практике.
Сроки получения дополнительного образования детей и молодежи определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Образовательный процесс при реализации программы осуществляется с учетом возраста учащихся:
для детей в возрасте от 6 до 8 лет - до 4 учебных часов в неделю (не менее 2 раз в неделю), от 9 до 10 лет - до 6 учебных часов в неделю (не менее 3 раз в неделю), от 11 до 13 лет - до 8 учебных часов в неделю (не менее 3 раз в неделю), старше 14 лет - до 10-12 учебных часов в неделю (не менее 3 раз в неделю).
Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения дополнительного образования детей и молодежи, возрастом учащихся, ресурсным обеспечением.
Цель реализации программы - создание условий для формирования у учащихся социально-экономических знаний, умений по их практическому использованию в общественной и трудовой жизни; привлечения талантливой молодежи в сферу управления, науку, экономику; развития молодежного предпринимательства.
Задачи:
повышение экономической и правовой культуры учащихся, развитие их социально- экономической компетентности;
социально-экономическая поддержка становления и развития личности учащихся;
формирование у учащихся практических навыков применения полученных знаний для анализа современных экономических и социокультурных процессов;
подготовка учащихся к предпринимательству, менеджерской и маркетинговой деятельности;
обеспечение активного участия детей и молодежи в общественной жизни путем внедрения механизмов, позволяющих им высказывать свое мнение, быть услышанными, участвовать в принятии решений, затрагивающих их интересы;
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, формирование чувства ответственности за будущее страны, активное вовлечение молодежи в разработку и реализацию программ развития республики;
формирование культуры жизненного самоопределения, создание мотивации для дальнейшего саморазвития и самореализации учащихся;
содействие формированию инициативности, активной позиции, социально зрелой и творческой личности;
профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
Образовательными областями программы являются «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Социология», «Социально-экономическая статистика», «Право» и иные, которые определяются учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
Образовательная область «Макроэкономика»
Макроэкономика - это наука, которая изучает поведение больших групп хозяйствующих субъектов и национальной экономики в целом с точки зрения рыночного механизма и государственного регулирования. Макроэкономика изучает экономику как единое целое, исследует общие для всей экономики проблемы и оперирует такими агрегированными величинами, как валовой внутренний продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, государственный долг и др. Макроэкономика исследует экономический рост и его темпы; экономический цикл и его причины; уровень занятости и проблемы безработицы; общий уровень цен и проблемы инфляции; уровень процентной ставки и проблемы денежного обращения; состояние государственного бюджета, проблемы финансирования бюджетного дефицита и государственного долга; состояние платежного баланса и проблемы валютного курса; проблемы макроэкономической политики.
Цель - создание условий для формирования у учащихся современного стиля экономического мышления.
Задачи:
изучение базовых законов и понятий экономической теории на макроуровне, основных закономерностей и принципов функционирования национальной экономики;
учение учащихся основным методам макроэкономики и навыкам применения методов макроэкономического анализа;
подготовка учащихся к умелому использованию экономической, юридической, социальной и статистической литературы;
развитие у учащихся способностей логически мыслить, самостоятельно принимать решения и отстаивать свою точку зрения;
ориентация учащихся на экономические профессии.
Образовательная область «Микроэкономика»
Микроэкономика - это наука, которая изучает деятельность отдельных экономических единиц и структур: домохозяйства, предприятия, рынки отдельных благ. Главные субъекты микроэкономики - это покупатель и производитель. Покупатель - это лицо, которое выступает как потребитель товара, который поставляется предприятиями-производителями. Предприятие является производителем товаров и их продавцом. Микроэкономика анализирует предложения, цены, заработную плату, предпринимательство, конкуренцию, доход, прибыль. Микроэкономика направлена на поиск индивидуальных ответов и решений для конкретных компаний.
Цель - создание условий для изучения учащимися основных экономических категорий и законов, определения взаимосвязей между явлениями экономической жизни общества. Задачи:
приобретение целостного представления о микроэкономике как о науке; получение системного представления об основных категориях микроэкономики; изучение взаимосвязей и взаимообусловленности экономических явлений; приобретение знаний, объясняющих сущность экономических явлений; ориентация учащихся на экономические профессии.
Образовательная область «Социология»
Социология - это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп: социальных отношениях, механизмах взаимодействия, закономерностях социальных действий. Социология помогает лучше узнать реальный мир, понять общество, в котором мы живем, определить свое место в нем, свои возможности самосовершенствования и влияния на социальный прогресс. Социология - динамично развивающаяся система научных знаний, в которой развитие осуществляется не только в теоретико-методологическом, концептуально-содержательном, но и в структурно-компонентном смысле.
Цель - создание условий для усвоения учащимися знаний теории социальной науки, закономерностей ее функционирования и формирования умений использовать полученные знания в жизни. Задачи:
ознакомление учащихся с особенностями социогуманитарного знания; ознакомление с важнейшими понятиями современной социологии для описания и анализа структуры и динамики общества;
формирование навыков самостоятельного обнаружения, анализа и решения конкретных социальных проблем;
формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.
Образовательная область «Социально-экономическая статистика»
Социально-экономическая статистика представляет собой научную дисциплину, которая изучает количественные характеристики массовых явлений и процессов в экономике и социальной сфере. Данные социально-экономической статистики обеспечивают систематическое количественное описание различных экономических и
125
социальных процессов, происходящих в обществе. Эта дисциплина включает такие разделы, как социально-демографическая статистика, статистика уровня жизни населения, статистика труда и занятости, статистика цен, статистика инвестиций, статистика национального богатства, статистика различных отраслей (транспорта, строительства, населения, сельского хозяйства и т.д.).
Цель - создание условий для обучения, воспитания и развития учащихся посредством усвоения основных принципов, правил и методов получения, накопления, обработки и анализа статистической информации.
Задачи:
формирование у учащихся представлений о статистической природе экономических закономерностей;
развитие умения давать адекватную оценку социальной действительности;
формирование навыков использования учащимися статистических материалов для решения проблем в экономике и социальной сфере.
Образовательная область «Право»
Право - это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества. В нашей стране право служит выражением воли и интересов трудящихся и их социальных групп. Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.
Цель - создание условий для усвоения учащимися основных положений общей теории государства и права, формирования осознанной необходимости соблюдения ими правовых норм.
Задачи:
приобретение знаний о системе общеправовых понятий и нормах действующего законодательства;
умение правильно понимать государственно-правовые явления;
выработка у учащихся ценностных жизненных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности;
формирование правовой культуры и правосознания учащихся.
Срок получения дополнительного образования детей и молодежи по профилю, время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в соответствии с уровнями их изучения, формами получения дополнительного образования, возрастом учащихся, ресурсным и кадровым обеспечением.
Примерный учебно-тематический план для очной и заочной (дистанционной) формы получения дополнительного образования детей и молодежи при реализации программы на протяжении одного года обучения (в зависимости от возраста учащихся) может определять: для детей в возрасте от 6 до 8 лет - 144 часа, от 9 до 10 лет - 216 часов, от 11 до 13 лет - 288 часов, старше 14 лет - 360-432 часа.
Общая продолжительность практической деятельности при очной форме получения дополнительного образования составляет не более 60-70 % общей длительности реализации программы.
При заочной (дистанционной) форме получения дополнительного образования продолжительность теоретических занятий составляет не более 20 %, практических занятий - не более 20 %, самостоятельных занятий - не более 40 %, контрольных занятий - не более 20 % общей длительности реализации программы.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации программы является занятие (теоретическое и практическое).
В образовательном процессе при реализации программы используются, как правило, смешанные виды занятий: чередование теоретических и практических видов деятельности.
Учебно-тематический план раскрывает содержание разделов, тем изучаемой образовательной области, учебного предмета, учебной дисциплины; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Для очной формы получения образования
|
Для заочной (дистанционной) формы получения образования
|
Программа предусматривает один общий учебно-тематический план по образовательным областям: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Социология», «Социально-экономическая статистика», «Право» (размещен в приложении).
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
Содержание образовательных областей отражается через краткое описание содержания тем (разделов).
Содержание образовательных областей «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Социология», «Социально-экономическая статистика», «Право» размещено в приложении.
В результате освоения программы учащиеся должны:
приобрести социально-экономические знания, необходимые для дальнейшего изучения экономических дисциплин в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, профильных классах учреждений общего среднего образования;
уметь применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
уметь использовать полученные знания и умения для решения типичных социально- экономических задач;
уметь самостоятельно находить, анализировать и применять информацию, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формами подведения итогов реализации программы могут быть: «летопись» объединения по интересам (видео- и фотоматериалы); портфолио творческих достижений объединения по интересам (грамоты, дипломы, сертификаты и др.); отзывы учащихся о выставках, экскурсиях и других мероприятиях, в которых они принимали участие или которые посетили, отчетные выставки работ учащихся; презентации творческих работ; защита проектов, докладов, рефератов; открытые занятия; отчетные тематические вечера; заключительные занятия и др.
Для подведения итогов реализации программы может использоваться также оценка результатов, полученных во время участия учащихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах, турнирах, фестивалях социально-экономической тематики и др.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворения их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Формы обучения: групповые и индивидуальные.
При групповых формах обучения педагог дополнительного образования управляет обучением учащихся, распределенных по группам в составе объединения по интересам.
При реализации программы наиболее распространенными являются звеньевая и бригадная формы обучения.
Индивидуальные формы обучения используются при реализации индивидуальной программы дополнительного образования детей и молодежи с одаренными учащимися; учащимися из числа лиц с особенностями психофизического развития; учащимися, которые по уважительной причине не могут постоянно или временно посещать занятия; учащимися, получающими дополнительное образование в заочной (дистанционной) форме получения образования.
Методы обучения (общие):
объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, экономической и деловой игры, дебатов, реализации проектов, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; изучения литературы и информационных ресурсов, мультимедийных и экранных пособий и др.;
репродуктивный метод обучения - метод, при котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила;
метод проблемного обучения - метод, при котором используются самые различные источники и средства; педагог дополнительного образования, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует социально-экономическую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных социально- экономических задач; для стимулирования активного поиска решения поставленных задач используются элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); применяются методы: математические, оптимизационные, мозгового штурма, проб и ошибок, синектики, морфологического анализа, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, функционально-стоимостного анализа, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии и др.;
исследовательский метод обучения - метод, при котором после анализа материала, определения проблем, краткого инструктажа учащиеся самостоятельно изучают информационный ресурс, предлагают решение задачи.
Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные.
Воспитательные мероприятия при реализации программы проводятся в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи с учетом основных составляющих воспитания детей и учащейся молодежи: идеологического воспитания; гражданского и патриотического воспитания; духовно-нравственного воспитания; поликультурного воспитания; экономического воспитания; воспитания культуры безопасности жизнедеятельности; эстетического воспитания; воспитания психологической культуры; воспитания культуры здорового образа жизни; экологического воспитания; семейного и гендерного воспитания; трудового и профессионального воспитания; воспитания культуры быта и досуга.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Кодекс Республики Беларусь об образовании: с изм. и доп., внесенными Законом Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 400 с.
- Бабосов, Е.М. Социология : учеб. / Е.М. Бабосов. - Минск : ТетраСистемс, 2011. -
288 с.
- Базылев, Н.И. Экономическая теория : учебн. пособие для неэкон. спец. вузов / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - 2-е изд. - Минск : Современная школа, 2010. - 640 с.
- Инновационное развитие Гомельской области / Г.А. Соколик [и др.] // Вес. Нац. акад. навук Беларусь Сер. экан. навук. - 2005. - № 1. - С. 74-81.
- Гуськова, Н.Д. Проектирование системы управления инновационным развитием региона / Н.Д. Гуськова, Е.А. Неретина // Новая экономика. - 2011. - № 1. - С. 20-24.
- Говрильчик, Ю.В. Доходы населения Беларуси / Ю.В. Говрильчик // Брестская газета. - 2010. - № 4. - С. 14.
- Крум Э.В. Бизнес-планирование / Э.В. Крум, Г.М. Важдаева, О.Э. Выскварко. - Минск : РИВШ, 2007. - 92 с.
- Манулик, Н.П. Экономическое образование молодежи / Н.П. Манулик, Ю.В. Корсикова // Приборостроение-2014 : материалы 7-й Международной научно- технической конференции 19-21 ноября 2014 года / Бел. Нац. техн. ун-т ; редкол.: О.К. Гусев [и др.]. - Минск, 2014. - С. 446-447.
- Микроэкономика : учебно-метод. пособие для студентов экономических спец. / О.В. Авдей [и др.] ; ред.: М.И. Ноздрин-Плотницкий, О.В. Авдей. - Минск : Современная школа : Мисанта, 2011. - 112 с.
- Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/. - Дата доступа: 26.05.2017.
- Руденков, В.М. Развитие экономики Беларуси: модель и проблемы / В.М. Руденков // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 2003. - № 1. - С. 76-80.
- Спирков С.Н. Теория статистики : учеб. комплекс / С.Н. Спирков. - Минск : Изд- во МИУ, 2010. - 216 с.
- Экономика [Электронный ресурс]: энциклопедия : по материалам изд-ва «Большая российская энциклопедия» : в 3 т. - Электрон. дан. (486 Мб). - М. : Кордис & Медиа, 2003. - Электрон. опт. диски (CD-ROM) : зв., цв. - Т. 1 : Торговля. - 1 диск ; Т. 2 : Промышленность. - 1 диск ; Т. 3 : С/х. - 1 диск.
Приложение
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Образовательные области «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Социология», «Социально-экономическая статистика», «Право»
№ п/п |
Название разделов, тем |
Количество часов в год (в зависимости от возраста учащихся) |
|||
6-8 лет |
9-10 лет |
11-13 лет |
старше 14 лет |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
3 |
4-4 |
2 |
Макроэкономика, микроэкономика, социология, социально-экономическая статистика, право |
90 |
134 |
181 |
240-289 |
3 |
Методы решения социально-экономических задач |
12 |
15 |
18 |
18-21 |
4 |
Молодежные социально-экономические проекты |
15 |
30 |
38 |
40-50 |
5 |
Подготовка и участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, турнирах, фестивалях |
15 |
21 |
27 |
30-40 |
6 |
Учебные экскурсии |
8 |
12 |
12 |
16-16 |
7 |
Текущая аттестация |
- |
- |
6 |
8-8 |
8 |
Заключительное занятие |
2 |
2 |
3 |
4-4 |
Всего: |
144 |
216 |
288 |
360-432 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ |
1. Вводное занятие
Правила безопасного поведения учащихся на занятиях, во время проведения конкурсов, конференций, слетов, экскурсий. Правила работы на компьютере.
2. Макроэкономика, микроэкономика, социология, социально-экономическая статистика, право
Экономика. История экономических учений. Экономическая теория. Основы макроэкономики. Основы микроэкономики. Институциональная экономика. Международная экономика. Национальная экономика Беларуси. Экономика природопользования. Экономика организации (предприятия). Экономико-математические методы и модели. Бухгалтерский учет и анализ. Деньги, кредит, банки. Финансы и финансовый рынок. Математическая экономика.
Социология. Социология как наука, ее объект, предмет, структура и функции. История становления и развития социологии. Общество как социально-экономическая и социокультурная система. Культура как система ценностей и норм. Личность как система. Социальная структура и стратификация. Социальные общности и социальные группы. Социальные институты и социальные организации. Социальные конфликты. Социальный контроль и социальное управление. Специальные и отраслевые теории. Виды и типы социологического исследования.
Социально-экономическая статистика. Общая теория статистики. Основы статистики. Теория статистического наблюдения. Сводка и группировка статистических данных. Табличный и графический способы представления статистической информации. Классификация и способы расчета статистических показателей. Статистическое изучение динамики социально-экономических явлений. Экономические индексы. Статистическое изучение связи социально-экономических явлений. Социально-экономическая статистика. Основные классификации и группировки экономической статистики. Система основных счетов. Показатели производства. Показатели и счета образования, распределения и использования доходов в системе национальных счетов. Показатели капитальных счетов в системе национальных счетов. Сводный баланс продуктов и услуг. Показатели счета внешнеэкономических связей. Основные макроэкономические показатели, их взаимосвязь. Международные сопоставления. Статистика объема и состава национального богатства. Статистика окружающей среды и природных ресурсов. Статистика отдельных отраслей экономики. Статистика цен и тарифов. Статистика государственного бюджета. Статистика финансов. Статистика внешних экономических связей и платежного баланса. Демографическая статистика. Статистика занятости и безработицы. Статистика уровня жизни населения.
Право. История государства и права. Общая теория права. История государства и права Республики Беларусь. Конституционное право. Административное право. Сравнительное административное право. Конституционное право зарубежных стран. Гражданское право. Европейское право. Международное частное право. Семейное право. Уголовное право. Сравнительное уголовное право. Криминология. Хозяйственный процесс. Гражданский процесс. Трудовое право. Прокурорский надзор. Судоустройство. Уголовный процесс. Экологическое право. Земельное право. Финансовое право.
Метод ТРИЗ. Ассоциативные методы. Метод контрольных вопросов. Метод мозгового штурма. Функционально-стоимостный анализ. Метод синектики. Метод анализа взаимосвязанных областей решения. Совместные методы ТРИЗ и стратегического планирования, матрицы BCG, FAB-анализа и др.
Молодежные бизнес-площадки, бизнес-компании, бизнес-инкубаторы. Социально- экономические проекты и инициативы, бизнес-планы. Социально-экономические деловые игры, дебаты, дискуссионные клубы, тренинги, аукционы, ярмарки.
5. Подготовка и участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах,
Положения о конкурсах, конференциях, олимпиадах, турнирах, фестивалях социально-экономической тематики. Подготовка бизнес-проектов, рефератов, докладов, стендовых докладов, тезисов, статей, презентаций, фото- и видеоприложений, заявок на участие. Защита проектов.
Учебные экскурсии на предприятия, в организации, учреждения по профилю образовательных областей.
Текущая аттестация учащихся проводится при освоении содержания образовательной программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.
8. Заключительное занятие
Подведение итогов работы в соответствии со сроками реализации программы. Итоговые выставки работ, соревнования, конкурсы и др.
Итоговая аттестация учащихся на заключительном занятии проводится при освоении содержания образовательной программы с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины.