Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Типовая программа (общественно-гуманитарный профиль)

Дата: 2 февраля в 17:09

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (общественно-гуманитарный профиль)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи общественно- гуманитарного профиля (далее - программа) является техническим нормативным правовым актом и определяет цели, задачи изучения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин соответствующего профиля, срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа разработана на основе государственных нормативных правовых документов Республики Беларусь в сфере образования. В настоящей типовой программе использованы ссылки на Кодекс Республики Беларусь, 2011, № 13, 2/1795.

Цель: создание условий для формирования и развития социально-личностных компетенций, способствующих личностному развитию обучающегося, его позитивной социализации и профессионально-образовательному самоопределению.

Задачи:

содействовать приобретению обучающимися социального опыта, способствующего формированию у них национального самосознания, гражданственности, нравственности и этической культуры;

воспитывать потребность в саморазвитии и социальном взаимодействии;

содействовать формированию инициативности, активной жизненной позиции, социальной зрелости;

подготовить обучающихся к самостоятельной жизни и труду;

создать условия для ранней социализации личности обучающегося.

Типовая программа общественно-гуманитарного профиля включает образовательные области: «Человек», «Общество», «Мир».

Образовательная область «Человек»

Цель: расширение и систематизация знаний об обществе, человеке и природе с учетом требований и условий современной общественной среды.

Задачи: развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся; совершенствовать нравственно-ценностные качества личности; способствовать формированию у обучающихся ценностных гуманистических ориентаций в многомерных отношениях с другими людьми, обществом, природой.

Образовательная область «Общество»

Цель: развитие системного научного представления об обществе и социальных отношениях, роли и месте человека в системе этих отношений, методах познания, анализа и оценки общественных явлений и социальных действий.

Задачи: формировать навыки взаимоотношений и опыта совместной деятельности, усвоения норм и ценностей, принятых в обществе, моральные и нравственные ценности; развивать навыки общения и взаимодействия учащих со взрослыми и сверстниками.

Образовательная область «Мир»

Цель: создание условий для развития научного мышления обучающихся и формирование представлений об общей научной и естественно-научной картине мира.

Задачи: формировать гуманистическое мировоззрение, позволяющее осмыслить социальную действительность как систему; дать представление об основах информационно-коммуникационной деятельности; развивать навыки использования современных информационных технологий в организации коммуникационных процессов.

Программа объединения по интересам может иметь интегрированный характер (включать образовательные области «Человек», «Общество», «Мир») или разрабатываться по каждой образовательной области.

Дополнительное образование детей и молодежи может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционных) формах.

Перечень образовательных областей, учебных предметов и учебных дисциплин дополнительного образования детей и молодежи общественно-гуманитарного профиля определяется в сфере «Мир - общество - человек», т.е. дисциплин, изучающих человека в сфере духовной, интеллектуальной, нравственной, культурной и общественной деятельности (культурная антропология, журналистика, искусствоведение, история, культурология, лингвистика, литературоведение, менеджмент, музееведение, педагогика, политология, риторика, социология, филология, философия, экономика, эстетика, этика, этнография).

Подсистемы «человек», «общество», «мир» рассматриваются в постоянном соотношении. Во взаимоотношении между ними выделяются четыре аспекта: онтологический; гносеологический; аксиологический; практический.

Перечень направлений и видов деятельности может дополняться и изменяться в соответствии с запросами участников образовательного процесса.

Программа объединения по интересам может иметь интегрированный характер или разрабатываться по каждой образовательной области.

На основе типовой программы общественно-гуманитарного профиля разрабатываются программы объединений по интересам базового и повышенного уровней освоения образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин данного профиля.

Актуальность программы состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую гуманитарных дисциплин общего среднего образования, углубляет и расширяет знания обучающихся в конкретной образовательной области, теме, учебном предмете, учебной дисциплине. Объединения по интересам общественно-гуманитарного профиля способствуют интеграции «основного» и дополнительного образования в системе непрерывного образования.

При разработке программы объединения по интересам общественно-гуманитарного профиля следует учитывать особенности общественных и гуманитарных знаний. Общественные (социальные) знания отражают устойчивые общественные связи и тенденции в развитии человечества. Гуманитарные знания обращены к миру человека, целям и мотивам его деятельности, личностному восприятию мира, способствующие личностному развитию обучающегося, его позитивной социализации и профессионально- образовательному самоопределению, дальнейшему профессиональному образованию.

Важную роль в реализации программы дополнительного образования детей и молодежи общественно-гуманитарного профиля играет социальное партнерство: взаимодействие с учреждениями высшего образования, научными учреждениями, промышленными предприятиями, общественными организациями.

Сформированность у учащегося социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

Общие требования к формированию социально-личностных компетенций учащегося определяются следующими принципами:

гуманизации как приоритетного принципа образования, обеспечивающего личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию обучающегося;

компетентностного подхода как определяющего систему требований к организации образовательного процесса, направленного на усиление его практико-ориентированности, и обеспечивающего формирование у обучающихся способности действовать в изменяющихся жизненных условиях;

культуросообразности как обеспечивающего максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, где живет обучающийся;

фундаментализации как способствующего ориентации содержания дисциплин общественно-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием;

социально-личностной подготовки, обеспечивающей формирование у обучающихся социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально- творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся;

междисциплинарности и интегративности общественно-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности обучающегося.

Сроки реализации программы дополнительного образования общественно- гуманитарного профиля, а также время, отведенное на изучение образовательных областей, учебных предметов и учебных дисциплин, определяются в соответствии с уровнем их изучения, формами получения дополнительного образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением и могут составлять от 1 года до 4 лет (и более).

Срок реализации программы определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа).

Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 36 недель. Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Группы могут делиться на подгруппы.

Для детей дошкольного возраста занятия должны проводиться 2 раза в неделю длительностью не более 35 минут каждое; для детей в возрасте от 4 до 6 лет - до 2 учебных часов в неделю, от 6 до 8 лет - до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю, от 9 до 10 лет - до 6 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, от 11 до 13 лет - до 8 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, старше 14 лет - до 10-12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое.

Методическое обеспечение программы включает: формы, приемы и методы организации образовательного процесса, перечень литературы для дидактического материала, перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).

Материально-техническое обеспечение: сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет, компьютерный класс, мастерская, лаборатория, спортивный или актовый залы и т.п.); сведения о наличии подсобных помещений (кладовые, раздевалки и т.п.); перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.); перечень оборудования, необходимого для проведения занятий (специальные приспособления, микрофоны, микшерный пульт и т.п.).

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, специалист по профилю, направлению деятельности объединения по интересам.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план программы включает перечень разделов, тем, количество часов, отведенное на их изучение с разделением на теоретические и практические занятия.

Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин может определяться учреждением дополнительного образования детей и молодежи самостоятельно в соответствии с уровнями изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением.

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы.

№ п/п

Названия разделов, тем

Количество часов

всего часов

в том числе

теоретические

практические

30%

70%

В приложении размещены:

- примерный учебно-тематический план образовательных областей «Человек», «Общество», «Мир», который интегрирует данные образовательные области;

  • примерный учебно-тематический план образовательной области «Человек»;
  • примерный учебно-тематический план образовательной области «Общество»;
  • примерный учебно-тематический план образовательной области «Мир».

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре учебно-тематического плана, дается краткое описание каждой темы.

В приложении размещены:

  • содержание образовательной области «Человек»;
  • содержание образовательной области «Общество»;
  • содержание образовательной области «Мир».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация программы будет способствовать: позитивной социализации и инкультурации учащихся;

обеспечению самоопределения личности, созданию условий для ее самореализации; формированию у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню научных знаний;

интеграции личности в национальную и мировую культуру;

формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; социальной адаптации детей определенных категорий; формированию социальной компетентности обучающихся; созданию условий для развития социально успешной личности.

В соответствии с вышеуказанными целями и принципами обучающийся должен приобрести следующие социально-личностные компетенции:

компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации; компетенции гражданственности и патриотизма; компетенции социального взаимодействия; компетенции коммуникации; компетенции здоровьесбережения; компетенции самосовершенствования;

сформировать следующие способности и социально-личностные качества: сформированность критического мышления;

владение навыками проектирования, прогнозирования и исследования;

умение учиться в течение всей жизни;

умение работать в команде и самостоятельно;

быть способным порождать новые идеи (креативность);

быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);

владеть междисциплинарным подходом при решении проблем;

сформировать личностные качества:

самостоятельность;

ответственность;

организованность;

целеустремленность и другие мотивационно-ценностные и эмоционально-волевые качества;

иметь навыки:

связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером;

лингвистические (устная и письменная коммуникация).

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Конкурс, турнир, выставка, презентация, самостоятельная работа, защита творческого проекта, тесты/зачеты по теоретическому материалу программы, отчетное (итоговое) занятие и другие.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы требует форм и методов, направленных на создание условий для достижения целей и задач, ожидаемых результатов освоения программы.

Общие организационные формы взаимодействия педагога и обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Рекомендуемые методы и технологии обучения:

  1. на основе целостного подхода к процессу обучения (по Ю.К. Бабанскому):

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); словесные (лекция, рассказ, беседа, устное изложение, объяснение, анализ текста,

ситуации общения и др.);

наглядные (демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приемов исполнения, применение схем, наблюдение и т.д.);

практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);

логические, т.е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.);

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные

дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);

методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение и др.);

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков; методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

  1. по характеру познавательной деятельности учащих, исходя из уровня их мыслительной активности (по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину):

объяснительно-иллюстративные, или информационно-рецептивные;

репродуктивные;

проблемные;

частично-поисковые, или эвристические; исследовательские.

  1. группы методов, обеспечивающие продуктивное личностно-ориентированное образование, - когнитивные, креативные и оргдеятельностные (по Хуторскому А.В.):

а) когнитивные методы обучения (методы учебного познания):

метод эмпатии (вживания) - «вчувствование» человека в состояние другого объекта; метод смыслового видения - концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и умение понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта;

метод образного видения - эмоционально-образное исследование объекта; метод символического видения - отыскание или построении учеником связей между объектом и его символом;

метод эвристических вопросов - порождение необычных идей и решений относительно исследуемого объекта при ответе на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?

метод сравнения - сравнение версий разных учащихся, их версий с культурно- историческими аналогами, сравнение различных аналогов между собой

метод эвристического наблюдения - целенаправленное личностное восприятие обучающимся различных объектов;

метод фактов - поиск фактов, отличие их от нефактов;

метод исследования - самостоятельное исследование заданного объекта по следующему плану: цели исследования: план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы;

метод конструирования понятий - совместное формулирование определения понятия с одновременным знакомством с другими формулировками понятия; метод гипотез;

метод путешествия в будущее; метод прогнозирования;

метод ошибок - изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок (и псевдоошибок);

метод конструирования теорий - выполнение теоретического обобщения проделанной работы различными способами в следующей последовательности: факты - вопросы о них - гипотезы ответов - построение теоретической модели - следствия модели - доказательства модели (гипотезы) - применение модели - сопоставление модели с культурными аналогами;

б) креативные методы обучения:

метод придумывания - способ создания неизвестного ранее продукта в результате определенных умственных действий. метод «если бы...»; метод образной картины; метод гиперболизации;

метод агглютинации - соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей объектов и их изображение;

«мозговой штурм» (А. Ф. Осборн) - сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов и работы в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей.

метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме. В синектике широко используются аналогии - прямые, субъективные, символические, фантастические.

метод морфологического ящика, или метод многомерных матриц (Ф. Цвики) - нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов;

метод инверсии, или метод обращений - применение принципиально противоположной альтернативы решения;

в) методы оргдеятельностного типа: методы целеполагания обучающимися целей; методы планирования обучающимися целей;

методы создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; методы нормотворчества - разработка обучающимися норм индивидуальной и коллективной деятельности;

методы самоорганизации обучения - работа с первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и др.;

методы взаимообучения;

метод рецензий - критически «взляд» на образовательный продукт;

методы контроля;

методы рефлексии (осознание деятельности);

методы самооценки.

Методы контроля образовательного процесса: 1) устные (опрос, собеседование); 2) письменные (работы); 3) графические (работы); 4) практические (работы); 5) программированные; 6) тесты.

Организационные формы контроля: индивидуальная, групповая, фронтальная и комбинированная (уплотненная) формы, а также взаимоконтроль, самоконтроль.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. - 400 с.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12.2006 г. № 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный    портал. -              Режим  доступа:              www.adu.by/wp- content/uploads/2015/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
  3. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. - Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/...i...i.../1_polog.doc.
  4. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016­2020 годы (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. № 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. - Режим доступа: edu.gov.by/doc-3 999 313.
  5. Бабосов, Е.М. Общая социология : учеб, пособие / Е.М. Бабосов. - Минск: ТетраСистемс, 2004. - 640 с.
  6. Бабосов, Е.М. Основные тренды развития национальных культур в условиях глобализации / Е.М. Бабосов // Человек, культура, общество в контексте глобализации современного мира. - Минск: Наука, 2005. - С. 478-489.
  7. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - Учебник для студентов пед. вузов / В.П. Беспалько. - Москва: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995. - 336 с.
  8. Вебер, М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. - Москва: Юрист, 1994. - 704 с.
  9. Губин, В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии /В.Д. Губин. - Москва: Рос. гум. ун-т, 1998. - 270 с.
  10. Кравченко, А.И. Социология и политология: учеб. пособие / А.И. Кравченко. - Москва: Академия Мастерство, 2001. - 312 с.
  11. Основы социально-гуманитарных наук. Учебно-методический комплекс: учебно- метод. пособие / авт.-сост. Г.И. Бабко [и др.]; под общ. ред. Г.И. Бабко. - Минск: Выш. шк., 2005. - 559 с.
  12. Основы философии: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. - 3-е изд. - Минск: Высшая школа, 2009. - 268 с.
  13. Панькин, А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие / А.Б. Панькин. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 280 с.
  14. Сорокин, П.А. Человек, цивилизация, общество / Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - Москва: Политиздат, 1992. - 543 с.
  15. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание / А.В. Хуторской. - Москва: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.
  16. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. - Режим доступа: http://method.nchtdm.by.

Приложение

Примерный учебно-тематический план

Образовательные области «Человек», «Общество», «Мир»

№ п/п

Название образовательных областей, тем

Количество часов

1-й год обучения

2-й год обучения

3-4-й годы обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

Образовательная область «Человек»

  1. Человек в обществе.
  2. Деятельность в жизни человека.
  3. Деятельность и духовный мир человека

60

20

40

116

36

80

210

35

175

2

Образовательная

область

«Общество»

  1. Общество как целостная система.
  2. Общество и природа.
  3. Общество как мир культуры

40

10

30

55

14

41

55

10

45

3

Образовательная область «Мир»

  1. Естественно­научная картина мира.
  2. Современный мир и его противоречия.
  3. Информация и коммуникация

40

10

30

40

10

30

54

8

46

Итоговое занятие

2

-

2

3

-

3

3

-

3

144

32

112

216

61

155

324

54

270

Итого

144

216

324

Примерный учебно-тематический план Образовательная область «Человек»

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1-й год обучения

2-й год обучения

3-4-й годы обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

Человек в обществе

46

10

36

70

20

50

106

18

88

2

Деятельность в жизни человека

52

11

37

71

20

51

107

18

90

3

Деятельность и духовный мир человека

42

10

36

70

20

50

106

17

88

4

Итоговое занятие

2

-

2

3

-

3

3

-

3

Итого

144

32

112

216

61

155

324

54

270

Всего

144

216

324

Примерный учебно-тематический план

Образовательная область «Общество»

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1-й год обучения

2-й год обучения

3-4-й годы обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

Общество как

целостная

система

46

10

36

70

20

50

106

18

88

2

Общество и природа

52

11

37

71

20

51

107

18

90

3

Общество как мир культуры

42

10

36

70

20

50

106

17

88

4

Итоговое занятие

2

2

3

3

3

-

3

Итого

144

32

112

216

61

155

324

54

270

Всего

144

216

324

Примерный учебно-тематический план Образовательная область «Мир»

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1-й год обучения

2-й год обучения

3-4-й годы обучения

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

Естественно­научная картина мира

46

10

36

70

20

50

106

18

88

2

Современный мир и его противоречия

52

11

37

71

20

51

107

18

90

3

Информация и коммуникация

42

10

36

70

20

50

106

17

88

4

Итоговое занятие

2

-

2

3

-

3

3

-

3

Итого

144

32

112

216

61

155

324

54

270

Всего

144

216

324

Содержание образовательной области «Человек»

1. Человек в обществе.

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Индивид, индивидуальность, личность. Взаимодействие человека и общества, человека и природы. Понятие социализации, инкультурации.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Потребности, способности и интересы.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия.

Непрерывное образование и самообразование человека.

  1. Деятельность в жизни человека.

Познание как деятельность. Творческая деятельность. Познание и творчество. Трудовая деятельность. Игра. Материально-производственная деятельность человека. Социальная деятельность человека. Социально-политическая деятельность человека и развитие общества.

  1. Деятельность и духовный мир человека.

Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности. Мораль и нравственность. Путь к духовной личности. Белорусский менталитет. Социальное мышление. Искусство и духовная жизнь.

Содержание образовательной области «Общество»

  1. Общество как целостная система.

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Типология общества. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества. Социальные взаимодействия и общественные отношения.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

  1. Общество и природа.

Философия природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

  1. Общество как мир культуры.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Народная, элитарная, массовая культура. Многообразие и диалог культур.

Традиции и новаторство в культуре. Тенденции современной отечественной культуры.

Содержание образовательной области «Мир»

  1. Научная картина мира.

Общая научная и естественно-научная картина мира.

Научное познание, методы научных исследований. Основные особенности научного мышления. Этика науки. Наука и образование. Основы социально-гуманитарных наук.

  1. Современный мир и его противоречия.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

  1. Информация и коммуникация.

Понятия «информация», «коммуникация», «средства информации», «коммуникационный процесс», «информационно-коммуникационная деятельность», «информационно-коммуникационное воздействие».

Основы теории и психологии коммуникации, социологии массовой коммуникации. Современные технологии коммуникации. Общение и коммуникация. Особенности человеческого общения.

Основы информационно-коммуникационной деятельности. Журналистика как универсальная форма информационно-коммуникационной деятельности.

Потенциал влияния коммуникативных технологий на развитие общества. Роль трансформации коммуникационных процессов в становлении информационного общества. Научно-техническая революция и «третья волна» технологий. Беларусь на переходном этапе к информационному обществу.

Умение использовать возможности современных информационных технологий в организации коммуникационных процессов.

Итоговое занятие. Задания по теоретическому и практическому освоению содержания программы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.