Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Организация динамических пауз на занятиях

Дата: 17 марта в 13:50

 Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья обучающихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан.  

Учреждениям дополнительного образования отведена важная роль, как фактора, влияющего на становление личности. Их основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме этого, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация образовательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья учащихся и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Наиболее эффективные варианты организации занятий, органично сочетающие образовательный процесс и динамическую нагрузку, будут такие занятия, в которых активно используются инновационные комбинации дополнительных технических средств (магнитофон, видеоаппаратура, компьютер, электронная доска), вариационных методик для проведения образовательного и динамического компонентов и релаксационных пауз, групповой метод обучения, нестандартное размещение рабочих мест в учебном кабинете; чередование горизонтальных (работа за столом) и вертикальных (экраны при работе с электронной доской, видеотехникой) рабочих плоскостей, нетрадиционная система опроса, музыкальное сопровождении, использование групповых методов работы, сочетающих элементы соревнования, периодические изменения позы, игровые элементы (так, например, выбор учащегося для ответа с помощью мяча «Лови и отвечай» мобилизует внимание учащихся и увеличивает количество движений, т.к. гармонично сочетает цель и средство реализации).

Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности физкультминутки, гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.

Небольшая двигательная нагрузка в течение учебного занятия в объединениях по интересам различных направленностей, включение двигательных пауз предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы во время занятий снимают указанные выше признаки, поэтому их включение в структуру учебного занятия благотворно влияет на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень обучающихся, снимают статические нагрузки. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше – стоя около стола (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Занятие, которое проходит в утренние часы можно начать с 3-х минутной утренней зарядки. Она придаст бодрости и оптимизма. Обязательное условие эффективного проведения физкультпауз - положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение педагогу, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Для этого лучше по возможности использовать музыкальное сопровождение. Упражнения можно подбирать с элементами самомассажа. 

В дополнительном образовании мы используем этот опыт на занятиях изобразительным, декоративно-прикладным и другими видами творчества, связанными с долговременным сидячим положением, сосредоточением внимания. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.

Остановимся на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:

- развлекательную – создают благоприятную атмосферу;

-релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

- коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;

- воспитательную – формирует моральные и нравственные качества;

- развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы;

- коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, всевозможные игры.

Массаж пальцев и кистей рук.  Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Действительно, пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца.  Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Массаж ладони можно проводить разными шариками, карандашами, четками. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.

При организации динамических пауз на занятии надо помнить, что они должны  проводиться на каждом занятии.

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.