Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Типовая программа (социально-педагогический профиль)

Дата: 2 февраля в 16:59

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (социально-педагогический профиль)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи социально- педагогического профиля (далее - программа) представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по социально-педагогическому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социализацию личности учащегося, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

Реализация программы содействует освоению учащимися социального опыта, приобретению ими навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни, овладению некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, нормами и правилами поведения, социальными ролями.

Программа является основой для разработки и создания образовательных программ объединений по интересам.

Дополнительное образование детей и молодежи может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционной) формах. Освоение образовательных областей, тем осуществляется на базовом или повышенном уровнях.

Целью реализации программ социально-педагогического профиля является социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина. Задачи:

образовательные:

обучение учащихся навыкам конструктивного поведения в нестандартных ситуациях, элементам релаксации, уверенного поведения и самообладания; повышение психологической и правовой культуры учащихся;

приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; развивающие:

развитие социально-психологической компетентности учащихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;

создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся;

организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально- педагогической, психологической и правовой помощи учащимся; воспитательные:

содействие формированию инициативности, активной позиции, социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии; профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни; охрана и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, безопасной жизнедеятельности;

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Срок реализации программы определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа).

Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Группы могут делиться на подгруппы.

Для детей дошкольного возраста занятия должны проводиться 2 раза в неделю длительностью не более 35 минут каждое; для детей в возрасте от 6 до 8 лет - до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю, от 9 до 10 лет - до 6 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, от 11 до 13 лет - до 8 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, старше 14 лет - до 10-12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое.

Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением. Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 36 недель.

По отдельным разделам (темам), предусмотренным учебно-тематическим планом программы, группы могут делиться на подгруппы, а также могут проводиться индивидуальные занятия с учащимися.

Типовая программа социально-педагогического профиля включает образовательные области: «Профессиональная ориентация»; «Гендерная культура»; «Права человека»; «Психологическая культура».

Программа объединения по интересам может иметь интегрированный характер или разрабатываться по каждой образовательной области.

Образовательная область «Профессиональная ориентация»

Цель: формирование способности к профессиональному самоопределению в процессе экономического развития общества. Задачи:

образовательные:

обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

формирование знаний о системе учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, их требованиях к выпускникам школы; знакомство с основами трудового права. развивающие:

развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений. воспитательные:

уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учетом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей;

приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения;

формирование готовности учащихся к непрерывному образованию и труду; формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития района/города, перспектив развития регионального рынка труда.

Образовательная область «Гендерная культура»

Цель: повышение уровня гендерной культуры учащихся и содействие их успешной социально-психологической адаптации и социализации. Задачи:

образовательные:

формирование основных понятий гендерной культуры (гендер, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, дискриминация по признаку пола и др.);

приобретение знаний о целесообразности и возможности применения гендерного подхода в различных областях. развивающие:

формирование умения распознавать примеры проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и др.;

создание условий для развития традиционной идентичности и целостного представления о своей принадлежности к определенному полу. воспитательные:

формирование у учащихся качества мужественности и женственности, готовности их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей;

воспитание культуры взаимоотношений между девушками и юношами.

Образовательная область «Права человека»

Цель: формирование правовой культуры учащегося. Задачи:

образовательные:

приобретение учащимися знаний о роли человека в развитии современного общества;

углубление знаний о правах и обязанностях человека и гражданина; формирование навыков и умений в области защиты своих прав. развивающие:

развитие активности, творчества, воображения памяти; развитие коммуникативных навыков общения;

формирование приемов самостоятельной познавательной деятельности. воспитательные:

воспитание уважения к закону, к статусу гражданина, к большой и малой Родине; воспитание нравственных качеств личности, ответственности и терпимости.

Образовательная область «Психологическая культура»

Цель: формирование и овладение учащимися психологической культурой как частью общей культуры человека. Задачи:

образовательные:

формирование представления о внутреннем мире человека (его духовно- нравственной, эмоционально-волевой и познавательной сферах), о месте в окружающем мире (природе, социуме, времени);

приведение к осознанию и усвоению (соответственно возрасту) знаний и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности;

систематизация знаний о приемах и способах познавательной, учебной, коммуникативной, игровой, гигиенической и других видов деятельности;

обучение социальным нормам, правилам поведения, формам социальной жизни в группах и сообществах;

подготовка учащихся к выполнению широкого спектра социальных ролей. развивающие:

развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

развитие творческих способностей, самовыражения;

развитие интеллектуальной сферы (общие и специальные способности);

развитие самосознания (чувство собственного достоинства, адекватная самооценка).

воспитательные:

активизация осмысления общечеловеческих ценностей и выработка личного отношения к ним, собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций;

формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях;

формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни;

формирование ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план образовательной программы включает перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия.

Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы:

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

всего часов

в том числе

теоретические

практические

30 %

70 %

В приложении размещены:

примерный учебно-тематический план образовательной области «Профессиональная ориентация»;

примерный учебно-тематический план образовательной области «Гендерная культура»;

примерный учебно-тематический план образовательной области «Права человека»;

примерный учебно-тематический план образовательной области «Психологическая культура».

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Содержание образовательных областей раскрывается в строгом соответствии с учебно-тематическим планом и представляет собой краткое описание содержания тем (разделов).

В приложении размещены:

содержание образовательной области «Профессиональная ориентация»;

содержание образовательной области «Гендерная культура»;

содержание образовательной области «Права человека»;

содержание образовательной области «Психологическая культура».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Знания по программе не могут подвергаться жесткому контролю, так как программа направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Реализация программы призвана способствовать: социальной адаптации учащихся;

формированию знаний об основных сферах современной социальной жизни и устройства общества;

созданию условий для развития коммуникативной, социально успешной личности. В результате освоения программы у учащихся актуализируются: познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач; способность самостоятельно добывать знания; исследовательская деятельность;

потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала;

сформированность общей психологической культуры;

активная деятельность учащихся для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми;

творческое мышление учащихся, стремящихся к раскрытию личностного потенциала, направленного на поиск места в социуме, профессионального самоопределения;

успешное прохождение кризисных возрастных этапов.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие; зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация, защита творческого проекта и другие.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Формы подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания образовательной программы и возраста учащихся.

Организационные методы - лекция (лекция-диалог, лекция-конференция и т.д.), конкурс, коллективно-творческое дело;

активные методы - семинар (семинар-беседа, семинар-диспут, семинар- заслушивание и обсуждение и т.д.), тренинг, дискуссия, экскурсия, учебная конференция, консультация, защита творческих заданий;

игровые методы - подвижные, сюжетные, деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование (конструирование), профессиональные игры, социально-психологический тренинг;

самостоятельные занятия учащихся - самостоятельные исследовательские, практические и теоретические работы и др.

Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, диагностика, тренинги, самоанализ.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Аберган, В.П. Технология социальной работы как наука, учебная дисциплина, практик / В.П. Аберган // Диалог. - № 6. - 2014. - С. 41-44.

  1. Аберган, В.П. Технология социальной работы как наука, учебная дисциплина, практика / В.П. Аберган // Диалог. - № 5. - 2014. - С. 41-44.
  2. Аберган, В.П. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методы и технологии социальной работы», http://elib.bspu.by/
  3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1989. - 192 с.
  4. Голоухова, Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. - Архангельск: ПГУ, 2010. - 152 с.
  5. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. - Москва: УВЦ Инноватор, 1995. - 115 с.
  6. Колошина, Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. - Санкт- Петербург: Речь, 2010. - 189 с.
  7. Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Е.А. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. - Минск: Нац. ин-т образования, 2008. - 96 с.
  8. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
  9. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - Москва: Академия, 2003. - 448 с.
  10. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. - Москва: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.
  11. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П.Д. Павленка. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 379 с.
  12. Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения / под ред. П.Д. Павленка. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
  13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
  14. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - Москва: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
  15. Современная энциклопедия социальной работы: энциклопедия / под ред. В.И. Жукова. - Москва: Изд-во РГСУ, 2008. - 412 с.
  16. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
  17. Технологии социальной работы / под ред. В.И. Жукова. - Москва: Изд-во РГСУ, 2011. - 388 с.
  18. Технология социальной работы: учебник / под. ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - Москва: Дашков и К, 2013. - 478 с.
  19. Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе: 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2008. - 296 с.
  20. Циткилов, П.Я. Технология социальной работы: учебное пособие / П.Я. Циткилов. - Москва: Дашков и К: Наука-Спектр, 2010. - 448 с.
  21. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - Москва: Дашков и К, 2011. - 660 с.
  22. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. - Режим доступа: http://method.nchtdm.by.

Приложение

Примерный учебно-тематический план

Образовательная область «Профессиональная ориентация»

№ п/п

Название раздела/тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

1

1

1

Многообразие мира профессий

2

1

1

2

Социальные проблемы труда

2

1

1

3

Разделение труда

4

1

3

4

Классификации профессий

4

1

3

5

Мотивы выбора профессии

4

1

3

6

Личностные особенности и выбор профессии

8

3

5

7

Современный рынок труда и его требования к профессионалу

4

1

3

8

Профессиональная перспектива. Составление резюме

4

2

2

9

Собеседование. Правила и нормы поведения

4

1

3

10

Социально-экономические условия современной Беларуси

3

2

1

11

Основы экономических знаний

6

3

3

12

Рынок образовательных услуг

4

2

2

13

Трудовой кодекс Республики Беларусь. Труд несовершеннолетних

4

1

3

14

Основы технологической культуры

4

2

2

15

Личный профессиональный план

4

2

2

16

Готовность к выбору профиля, профессии

4

1

3

17

Подготовка и защита профориентационных проектов

5

1

4

18

Итоговое занятие

1

1

Итого

72

27

45

Содержание образовательной области

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Содержание занятий.

  1. Многообразие мира профессий

Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.

  1. Социальные проблемы труда

Анализ предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий.

  1. Разделение труда

Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.

  1. Классификации профессий

Дифференцированно-диагностический опросник. Определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек - человек», «человек - природа», «человек - техника», «человек - знак», «человек - художественный образ».

  1. Мотивы выбора профессии

Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

  1. Личностные особенности и выбор профессии

Темперамент. Самооценка. Характер. Волевые качества. Тип мышления. Интересы и склонности. Здоровье и выбор профессии.

  1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Кадровое планирование. Банки данных рабочей силы (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.

  1. Профессиональная перспектива. Составление резюме

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

  1. Собеседование. Правила и нормы поведения

Внешний вид. Вопросы на собеседовании. Кто нужен работодателю. Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. Правила поведения на собеседовании. Самопрезентация.

  1. Социально-экономические условия современной Беларуси

Структурная экономика. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

  1. Основы экономических знаний

Экономика. Как устроена экономика. Деньги и торговля. Банки и биржи. Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в Беларуси и других странах. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.

  1. Рынок образовательных услуг.

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально- профессиональная мобильность.

  1. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних

Трудовой кодекс Республики Беларусь. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые права несовершеннолетних. Условия и порядок заключения трудового договора с несовершеннолетним. Охрана труда несовершеннолетних.

  1. Основы технологической культуры

Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. Технологическая культура - основа прогрессивного развития производства и общества. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.

  1. Личный профессиональный план

Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.

  1. Готовность к выбору профиля, профессии

Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.

  1. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)

Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов, составление развернутой профессиограммы и технологической карты.

  1. Итоговое занятие.

Примерный учебно-тематический план

Образовательная область «Гендерная культура»

Название раздела/тем

Количество часов

п/п

всего

теория

практика

Вводное занятие

1

1

1

Введение в курс. Основы гендерной теории

3

3

2

Гендерная культура и ее характеристика

6

3

3

3

Гендерные роли и их многообразие

7

3

4

4

Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности

8

3

5

5

Гендерные отношения и их характеристика

8

3

5

6

Семья как один из факторов гендерной социализации

7

3

4

7

Гендер и мода

9

3

6

8

Общекультурные ценности в жизни современных юношей и девушек

8

3

5

9

Профессиональное самоопределение мужчин и женщин

9

3

6

10

Итоговое занятие

6

1

5

Итого

72

29

43

Содержание образовательной области

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Содержание занятий.

  1. Введение в курс. Основы гендерной теории

Содержание понятия «пол» и «гендер». Дифференциация понятия «пол» и «гендер». Гендер как социальная конструкция системы социополовых отношений. Гендерная несправедливость, неравенство и дискриминация. История формирования феминистских идей. Основные виды феминизма: либеральный, социалистический, радикальный. Решающая роль феминизма в появлении принципиально новой научной парадигмы в исследованиях пола - гендерной теории. Мужественность, маскулинность и их значение в современном обществе. Роль женщины в обществе.

  1. Гендерная культура и ее характеристика

«Культура» как философская категория. Понятие «гендерная культура». Сущность гендерной культуры. Функции гендерной культуры. Гендерные ценности. Гендерная субкультура как усвоение в детском и подростковом возрасте гендерно специфических стратегий и тактик общения. Соотношение понятий половое и гендерное воспитание. Роль детских общественных объединений в формировании гендерной культуры учащихся.

  1. Гендерные роли и их многообразие

Понятие «социальная роль», «гендерная роль» и их соотношение. Дифференциация гендерных ролей в зависимости от пола, возраста, социального статуса, семейного положения и др.

  1. Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности

Понятие «гендерные стереотипы» и их характеристики. Виды гендерных стереотипов. Понятие «маскулинность» и «феминность». Функции гендерных стереотипов. Взаимосвязь гендерных ролей и гендерных стереотипов. Трансляции гендерных стереотипов, осознание источников собственных гендерных стереотипов. Анализ собственных гендерных стереотипов.

  1. Гендерные отношения и их характеристика

Понятие «гендерные отношения». Гендерные отношения как один из видов взаимоотношений в их широком понимании. Формы взаимосвязи между людьми, связанные с категориями «мужское» - «женское». Уровни реализации гендерных отношений. Основные модели взаимоотношений: доминантно-зависимая, партнерская.

  1. Семья как один из факторов гендерной социализации

Семья и ее функции, типы семей. Семейные роли. Партнерские отношения супругов как идеал современной семьи. Составляющие семейного счастья. Материнство и отцовство как жизненные ценности. Роль родителей в воспитании ребенка. Роль семьи в формировании гендерной культуры личности. Семейные традиции. Здоровый образ жизни семьи - гарант стабильности общества.

  1. Гендер и мода

Проблема моды и гендерных установок в современной психологической науке. Мода как социальный и психологический феномен. Понятие исследования гендера и гендерных стереотипов. Влияние гендерных установок на восприятие моды.

  1. Общекультурные ценности в жизни современных юношей и девушек Проблемы самоопределения личности в современном мире. Ценностные ориентации

белорусских юношей и девушек. Патриотизм. Культура. Любовь. Дружба. Семья. Здоровье. Образование. Труд. Роль гендерных знаний в жизни современного молодого человека.

  1. Профессиональное самоопределение мужчин и женщин

Особенности самореализации женщин и мужчин в профессиональной сфере. Факторы, определяющие выбор профессии. Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии. Предпочтения белорусских юношей и девушек в выборе профессии. Равные права представителей обоих полов в профессиональном самоопределении и получении образования.

  1. Итоговое занятие

Обобщение представлений о предназначении мужчин и женщин в современном мире, закрепление знаний о равных правах и возможностях представителей обоих полов. Обсуждение исследовательских проектов.

Примерный учебно-тематический план

Образовательная область «Права человека»

№ п/п

Название раздела/тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

1

1

1

Понятие «Право». Правовые документы

10

4

6

2

Гражданин и его права. Личные (гражданские) права

10

4

6

3

Экономические, социальные и культурные права

10

4

6

4

Я и моя семья. Семейные правоотношения

9

4

5

5

Правонарушения и ответственность

11

4

7

6

Механизм защиты прав детей в Республике Беларусь

10

4

6

7

Информационно-поисковые системы в законодательстве Республики Беларусь

9

4

5

8

Итоговое занятие

2

2

Итого

72

29

43

Содержание образовательной области

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Содержание занятий. Правила работы. Техника практических работ. План работы на год.

  1. Понятие «Право». Правовые документы

Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. Конвенция о правах ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях человека. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».

  1. Гражданин и его права. Личные (гражданские) права

Понятия «гражданин». Основные права и обязанности граждан.

Право на жизнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу совести. Право на создание семьи и охрану семьи. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Право на имя. Право на честь и достоинство. Право на презумпцию невиновности.

  1. Экономические, социальные и культурные права

Экономические права. Право на труд. Право на справедливую оплату за труд. Право собственности. Право на предпринимательскую деятельность. Социальные права. Право на охрану здоровья. Право на благоприятную окружающую среду. Право на социальное обеспечение. Право на жилище. Право на образование. Культурные права. Право пользоваться родным языком и выбирать язык общения. Право на участие в культурной жизни. Свобода художественного, научного, технического творчества.

  1. Я и моя семья. Семейные правоотношения

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Понимание социальной роли в семье и обществе. Роль семьи в жизни каждого человека. Разрешение конфликтов в семье. Семейные правоотношения и их регулирование.

  1. Правонарушения и ответственность

Понятие «правонарушение». Причины и виды правонарушений. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Административная ответственность. Правонарушения несовершеннолетних.

  1. Механизм защиты прав детей в Республике Беларусь

Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь. Общественные организации по защите прав ребенка. Государственная защита личных неимущественных прав детей. Защита и гарантии имущественных прав несовершеннолетних. Споры, связанные с воспитанием детей. Лишение родительских прав. Судебная система Республики Беларусь в области защиты прав ребенка.

  1. Информационно-поисковые системы в законодательстве Республики Беларусь

Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь (ЭБДПИ) -

основной государственный информационно-правовой ресурс. Банки данных «Законодательство Республики Беларусь», «Решения органов местного управления и самоуправления», «Международные договоры». Доступ к документам, включенным в ЭБДПИ. ИПС «ЭТАЛОН». Доступ к документам ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE».

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

Примерный учебно-тематический план

Образовательная область «Психологическая культура»

№ п/п

Название раздела/тем

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

1

1

1

Психологическая культура как часть общей культуры

4

2

2

2

Сущность и природа человека

6

2

4

3

Культура здоровья

5

2

3

4

Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование

6

2

4

5

Психические процессы (культура познания, эмоций и чувств)

10

4

6

6

Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура

10

4

6

7

Поведение в трудных ситуациях

8

4

4

8

Культура самоопределения. Смысл жизни и выбор жизненного пути

10

4

6

9

Мир семьи. Культура семейных отношений

10

4

6

10

Итоговое занятие

2

2

Итого

72

29

43

Содержание образовательной области

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Содержание занятий. Правила работы. Техника практических работ. План работы на год.

1. Психологическая культура как часть общей культуры

Понятие «культура». Образование и культура. Психологическая культура. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Понятие «житейская психология». Научная психология. Взаимодействие научной и «житейской» психологии.

  1. Сущность и природа человека

Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид (телесное существование человека). Классификация природных свойств: возрастно-половые, индивидуально-типические. Определение и содержание понятия «личность». Уровни иерархии человеческой организации: «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Структура личности: способности, темперамент, характер.

  1. Культура здоровья

Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия «болезнь» и «здоровье». Здоровье и укрепляющие его факторы. Критерии здоровья человека. Факторы, разрушающие здоровье. Влияние здорового образа жизни на природу человека и окружающую среду.

  1. Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование

Общее представление о самопознании и его значение для жизни человека. Саморегуляция и самосовершенствование как элементы самопознания. Общая характеристика самопознания как процесса. Цели и мотивы самопознания. Сферы и области самопознания. Способы, средства, механизмы и барьеры самопознания.

  1. Психические процессы (культура познания, эмоций и чувств)

Общее представление о познании. Определение и содержание понятий «субъект познания», «объект познания». Ступени познавательной деятельности: чувственное познание, рациональное познание.

Виды эмоциональных переживаний и их характеристика (аффекты, Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные виды эмоций и чувств. Настроение как эмоциональное состояние. Основные характеристики настроений.

  1. Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура

Определение понятия «общение». Структура и средства общения. Общение как основа межличностных отношений. Индивидуальный стиль общения. Способы воздействия в процессе общения. Понятие «коммуникативная культура» и его характеристики.

  1. Поведение в трудных ситуациях

Способы преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях: стресс, фрустрация, кризис, переживание, эмоциональное напряжение. Представление о жизненной стойкости.

  1. Культура самоопределения. Смысл жизни и выбор жизненного пути

Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения.

Межличностное взаимодействие. Развитие умений по принятию решений. Эмоциональное отношение к выбору профессии. Роль жизненных ценностей при выборе профессии. Планирование профессионального пути.

  1. Мир семьи. Культура семейных отношений

Культурно-историческая природа брака и семьи. Тенденции развития современной семьи. Функции современной семьи. Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. Семья как целостная система. Психологические закономерности выбора брачного партнера. Психология родительства. Детско-родительские отношения в семье. Семьи группы риска.

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

    УТВЕРЖДЕНО

    Постановление Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 № 123

    Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (социально-педагогический профиль)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи социально- педагогического профиля (далее - программа) представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий модель процесса деятельности по социально-педагогическому профилю при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

    Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на социализацию личности учащегося, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.

    Реализация программы содействует освоению учащимися социального опыта, приобретению ими навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни, овладению некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, нормами и правилами поведения, социальными ролями.

    Программа является основой для разработки и создания образовательных программ объединений по интересам.

    Дополнительное образование детей и молодежи может быть получено учащимися в очной и заочной (дистанционной) формах. Освоение образовательных областей, тем осуществляется на базовом или повышенном уровнях.

    Целью реализации программ социально-педагогического профиля является социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина. Задачи:

    образовательные:

    обучение учащихся навыкам конструктивного поведения в нестандартных ситуациях, элементам релаксации, уверенного поведения и самообладания; повышение психологической и правовой культуры учащихся;

    приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; развивающие:

    развитие социально-психологической компетентности учащихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;

    создание мотивации для дальнейшего саморазвития учащихся;

    организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально- педагогической, психологической и правовой помощи учащимся; воспитательные:

    содействие формированию инициативности, активной позиции, социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности;

    воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии; профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни; охрана и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, безопасной жизнедеятельности;

    воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

    Срок реализации программы определяется учебно-программной документацией образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (программа объединения по интересам, индивидуальная программа, экспериментальная программа).

    Образовательный процесс при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи осуществляется в объединениях по интересам или индивидуально. Группы могут делиться на подгруппы.

    Для детей дошкольного возраста занятия должны проводиться 2 раза в неделю длительностью не более 35 минут каждое; для детей в возрасте от 6 до 8 лет - до 4 учебных часов в неделю не менее 2 раз в неделю, от 9 до 10 лет - до 6 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, от 11 до 13 лет - до 8 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю, старше 14 лет - до 10-12 учебных часов в неделю не менее 3 раз в неделю длительностью не более 45 минут каждое.

    Время, отведенное на изучение образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин определяется в соответствии с уровнями их изучения, сроками и формами получения образования, возрастом обучающихся, ресурсным обеспечением. Образовательный процесс при реализации программы в течение учебного года составляет 36 недель.

    По отдельным разделам (темам), предусмотренным учебно-тематическим планом программы, группы могут делиться на подгруппы, а также могут проводиться индивидуальные занятия с учащимися.

    Типовая программа социально-педагогического профиля включает образовательные области: «Профессиональная ориентация»; «Гендерная культура»; «Права человека»; «Психологическая культура».

    Программа объединения по интересам может иметь интегрированный характер или разрабатываться по каждой образовательной области.

    Образовательная область «Профессиональная ориентация»

    Цель: формирование способности к профессиональному самоопределению в процессе экономического развития общества. Задачи:

    образовательные:

    обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере; формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

    формирование знаний о системе учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, их требованиях к выпускникам школы; знакомство с основами трудового права. развивающие:

    развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

    формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

    развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений. воспитательные:

    уточнение профессиональных планов и адекватный выбор социально-деловой карьеры с учетом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей;

    приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения;

    формирование готовности учащихся к непрерывному образованию и труду; формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития района/города, перспектив развития регионального рынка труда.

    Образовательная область «Гендерная культура»

    Цель: повышение уровня гендерной культуры учащихся и содействие их успешной социально-психологической адаптации и социализации. Задачи:

    образовательные:

    формирование основных понятий гендерной культуры (гендер, гендерная культура, гендерные роли, гендерные стереотипы, гендерная идентификация, гендерная социализация, дискриминация по признаку пола и др.);

    приобретение знаний о целесообразности и возможности применения гендерного подхода в различных областях. развивающие:

    формирование умения распознавать примеры проявления гендерных стереотипов, дискриминации по признаку пола, гендерной несправедливости и неравенства и др.;

    создание условий для развития традиционной идентичности и целостного представления о своей принадлежности к определенному полу. воспитательные:

    формирование у учащихся качества мужественности и женственности, готовности их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей;

    воспитание культуры взаимоотношений между девушками и юношами.

    Образовательная область «Права человека»

    Цель: формирование правовой культуры учащегося. Задачи:

    образовательные:

    приобретение учащимися знаний о роли человека в развитии современного общества;

    углубление знаний о правах и обязанностях человека и гражданина; формирование навыков и умений в области защиты своих прав. развивающие:

    развитие активности, творчества, воображения памяти; развитие коммуникативных навыков общения;

    формирование приемов самостоятельной познавательной деятельности. воспитательные:

    воспитание уважения к закону, к статусу гражданина, к большой и малой Родине; воспитание нравственных качеств личности, ответственности и терпимости.

    Образовательная область «Психологическая культура»

    Цель: формирование и овладение учащимися психологической культурой как частью общей культуры человека. Задачи:

    образовательные:

    формирование представления о внутреннем мире человека (его духовно- нравственной, эмоционально-волевой и познавательной сферах), о месте в окружающем мире (природе, социуме, времени);

    приведение к осознанию и усвоению (соответственно возрасту) знаний и понятий о своем организме, психике, здоровье, нравственности;

    систематизация знаний о приемах и способах познавательной, учебной, коммуникативной, игровой, гигиенической и других видов деятельности;

    обучение социальным нормам, правилам поведения, формам социальной жизни в группах и сообществах;

    подготовка учащихся к выполнению широкого спектра социальных ролей. развивающие:

    развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

    развитие творческих способностей, самовыражения;

    развитие интеллектуальной сферы (общие и специальные способности);

    развитие самосознания (чувство собственного достоинства, адекватная самооценка).

    воспитательные:

    активизация осмысления общечеловеческих ценностей и выработка личного отношения к ним, собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций;

    формирование представления о способах преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях;

    формирование представления о психологической помощи и особенностях применения психологических знаний в разных сферах общественной жизни;

    формирование ценностного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Учебно-тематический план образовательной программы включает перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия.

    Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы:

    № п/п

    Название разделов, тем

    Количество часов

    всего часов

    в том числе

    теоретические

    практические

    30 %

    70 %

    В приложении размещены:

    примерный учебно-тематический план образовательной области «Профессиональная ориентация»;

    примерный учебно-тематический план образовательной области «Гендерная культура»;

    примерный учебно-тематический план образовательной области «Права человека»;

    примерный учебно-тематический план образовательной области «Психологическая культура».

    СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

    Содержание образовательных областей раскрывается в строгом соответствии с учебно-тематическим планом и представляет собой краткое описание содержания тем (разделов).

    В приложении размещены:

    содержание образовательной области «Профессиональная ориентация»;

    содержание образовательной области «Гендерная культура»;

    содержание образовательной области «Права человека»;

    содержание образовательной области «Психологическая культура».

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Знания по программе не могут подвергаться жесткому контролю, так как программа направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Реализация программы призвана способствовать: социальной адаптации учащихся;

    формированию знаний об основных сферах современной социальной жизни и устройства общества;

    созданию условий для развития коммуникативной, социально успешной личности. В результате освоения программы у учащихся актуализируются: познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач; способность самостоятельно добывать знания; исследовательская деятельность;

    потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала;

    сформированность общей психологической культуры;

    активная деятельность учащихся для продуктивного и гармоничного общения со сверстниками и взрослыми;

    творческое мышление учащихся, стремящихся к раскрытию личностного потенциала, направленного на поиск места в социуме, профессионального самоопределения;

    успешное прохождение кризисных возрастных этапов.

    ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Формы подведения итогов образовательного процесса: отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие; зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация, защита творческого проекта и другие.

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Формы подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей учащихся, специфики содержания образовательной программы и возраста учащихся.

    Организационные методы - лекция (лекция-диалог, лекция-конференция и т.д.), конкурс, коллективно-творческое дело;

    активные методы - семинар (семинар-беседа, семинар-диспут, семинар- заслушивание и обсуждение и т.д.), тренинг, дискуссия, экскурсия, учебная конференция, консультация, защита творческих заданий;

    игровые методы - подвижные, сюжетные, деловые и ролевые игры, игровое моделирование, анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование (конструирование), профессиональные игры, социально-психологический тренинг;

    самостоятельные занятия учащихся - самостоятельные исследовательские, практические и теоретические работы и др.

    Методы контроля: наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности учащихся, диагностика, тренинги, самоанализ.

    ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

    1. Аберган, В.П. Технология социальной работы как наука, учебная дисциплина, практик / В.П. Аберган // Диалог. - № 6. - 2014. - С. 41-44.

  2. Аберган, В.П. Технология социальной работы как наука, учебная дисциплина, практика / В.П. Аберган // Диалог. - № 5. - 2014. - С. 41-44.
  3. Аберган, В.П. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методы и технологии социальной работы», http://elib.bspu.by/
  4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - Москва: Педагогика, 1989. - 192 с.
  5. Голоухова, Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие. - Архангельск: ПГУ, 2010. - 152 с.
  6. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. - Москва: УВЦ Инноватор, 1995. - 115 с.
  7. Колошина, Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. - Санкт- Петербург: Речь, 2010. - 189 с.
  8. Коновальчик, Е.А. Воспитание гендерной культуры учащихся: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / Е.А. Коновальчик, Г.Е. Смотрицкая. - Минск: Нац. ин-т образования, 2008. - 96 с.
  9. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
  10. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - Москва: Академия, 2003. - 448 с.
  11. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов. - Москва: ТЦ «Сфера», 2000. - 512 с.
  12. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / под ред. П.Д. Павленка. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 379 с.
  13. Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения / под ред. П.Д. Павленка. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
  14. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
  15. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - Москва: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
  16. Современная энциклопедия социальной работы: энциклопедия / под ред. В.И. Жукова. - Москва: Изд-во РГСУ, 2008. - 412 с.
  17. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
  18. Технологии социальной работы / под ред. В.И. Жукова. - Москва: Изд-во РГСУ, 2011. - 388 с.
  19. Технология социальной работы: учебник / под. ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - Москва: Дашков и К, 2013. - 478 с.
  20. Холостова, Е.И. Практикум по социальной работе: 2-е изд. - Москва: Дашков и К, 2008. - 296 с.
  21. Циткилов, П.Я. Технология социальной работы: учебное пособие / П.Я. Циткилов. - Москва: Дашков и К: Наука-Спектр, 2010. - 448 с.
  22. Энциклопедия социальных практик / под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - Москва: Дашков и К, 2011. - 660 с.
  23. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. - Режим доступа: http://method.nchtdm.by.
  24. Приложение

    Примерный учебно-тематический план

    Образовательная область «Профессиональная ориентация»

    № п/п

    Название раздела/тем

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    Вводное занятие

    1

    1

    1

    Многообразие мира профессий

    2

    1

    1

    2

    Социальные проблемы труда

    2

    1

    1

    3

    Разделение труда

    4

    1

    3

    4

    Классификации профессий

    4

    1

    3

    5

    Мотивы выбора профессии

    4

    1

    3

    6

    Личностные особенности и выбор профессии

    8

    3

    5

    7

    Современный рынок труда и его требования к профессионалу

    4

    1

    3

    8

    Профессиональная перспектива. Составление резюме

    4

    2

    2

    9

    Собеседование. Правила и нормы поведения

    4

    1

    3

    10

    Социально-экономические условия современной Беларуси

    3

    2

    1

    11

    Основы экономических знаний

    6

    3

    3

    12

    Рынок образовательных услуг

    4

    2

    2

    13

    Трудовой кодекс Республики Беларусь. Труд несовершеннолетних

    4

    1

    3

    14

    Основы технологической культуры

    4

    2

    2

    15

    Личный профессиональный план

    4

    2

    2

    16

    Готовность к выбору профиля, профессии

    4

    1

    3

    17

    Подготовка и защита профориентационных проектов

    5

    1

    4

    18

    Итоговое занятие

    1

    1

    Итого

    72

    27

    45

    Содержание образовательной области

    Вводное занятие. Цели и задачи курса. Содержание занятий.

  25. Многообразие мира профессий
  26. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.

  27. Социальные проблемы труда
  28. Анализ предприятий: производственная и непроизводственная сфера. Анализ информации центра занятости. Составление перечня требуемых профессий.

  29. Разделение труда
  30. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда. Профессии и специальности. Квалификация.

  31. Классификации профессий
  32. Дифференцированно-диагностический опросник. Определение интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности: «человек - человек», «человек - природа», «человек - техника», «человек - знак», «человек - художественный образ».

  33. Мотивы выбора профессии
  34. Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.

  35. Личностные особенности и выбор профессии
  36. Темперамент. Самооценка. Характер. Волевые качества. Тип мышления. Интересы и склонности. Здоровье и выбор профессии.

  37. Современный рынок труда и его требования к профессионалу
  38. Анализ профессий. Формула профессии. Классификационные признаки - предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Кадровое планирование. Банки данных рабочей силы (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.

  39. Профессиональная перспектива. Составление резюме
  40. Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье. Правила составления резюме.

  41. Собеседование. Правила и нормы поведения
  42. Внешний вид. Вопросы на собеседовании. Кто нужен работодателю. Подготовка к собеседованию: речь, одежда (дресс-код), этикет. Правила поведения на собеседовании. Самопрезентация.

  43. Социально-экономические условия современной Беларуси
  44. Структурная экономика. Развитие производства и сельского хозяйства. Сфера услуг. Хозяйственный механизм. Экологические проблемы и их решение.

  45. Основы экономических знаний
  46. Экономика. Как устроена экономика. Деньги и торговля. Банки и биржи. Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в Беларуси и других странах. Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции.

  47. Рынок образовательных услуг.
  48. Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально- профессиональная мобильность.

  49. Трудовой кодекс. Труд несовершеннолетних
  50. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Особенности регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые права несовершеннолетних. Условия и порядок заключения трудового договора с несовершеннолетним. Охрана труда несовершеннолетних.

  51. Основы технологической культуры
  52. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека. Технологическая культура - основа прогрессивного развития производства и общества. Технологии основных видов жизнедеятельности человека: технология трудовой, познавательной, игровой, управленческой деятельности человека. Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление.

  53. Личный профессиональный план
  54. Понятие о профессиональной карьере. Профессиональная компетентность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Основы проектной деятельности; технология и алгоритм создания творческого проекта.

  55. Готовность к выбору профиля, профессии
  56. Оценка способности к самоанализу, анализу профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Проверка соответствия выбранной профессии склонностям учащихся.

  57. Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы)
  58. Проведение профориентационных проб по выбранным направлениям. Подготовка и защита профориентационных проектов, составление развернутой профессиограммы и технологической карты.

  59. Итоговое занятие.
  60. Примерный учебно-тематический план

    Образовательная область «Гендерная культура»

    Название раздела/тем

    Количество часов

    п/п

    всего

    теория

    практика

    Вводное занятие

    1

    1

    1

    Введение в курс. Основы гендерной теории

    3

    3

    2

    Гендерная культура и ее характеристика

    6

    3

    3

    3

    Гендерные роли и их многообразие

    7

    3

    4

    4

    Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности

    8

    3

    5

    5

    Гендерные отношения и их характеристика

    8

    3

    5

    6

    Семья как один из факторов гендерной социализации

    7

    3

    4

    7

    Гендер и мода

    9

    3

    6

    8

    Общекультурные ценности в жизни современных юношей и девушек

    8

    3

    5

    9

    Профессиональное самоопределение мужчин и женщин

    9

    3

    6

    10

    Итоговое занятие

    6

    1

    5

    Итого

    72

    29

    43

    Содержание образовательной области

    Вводное занятие. Цели и задачи курса. Содержание занятий.

  61. Введение в курс. Основы гендерной теории
  62. Содержание понятия «пол» и «гендер». Дифференциация понятия «пол» и «гендер». Гендер как социальная конструкция системы социополовых отношений. Гендерная несправедливость, неравенство и дискриминация. История формирования феминистских идей. Основные виды феминизма: либеральный, социалистический, радикальный. Решающая роль феминизма в появлении принципиально новой научной парадигмы в исследованиях пола - гендерной теории. Мужественность, маскулинность и их значение в современном обществе. Роль женщины в обществе.

  63. Гендерная культура и ее характеристика
  64. «Культура» как философская категория. Понятие «гендерная культура». Сущность гендерной культуры. Функции гендерной культуры. Гендерные ценности. Гендерная субкультура как усвоение в детском и подростковом возрасте гендерно специфических стратегий и тактик общения. Соотношение понятий половое и гендерное воспитание. Роль детских общественных объединений в формировании гендерной культуры учащихся.

  65. Гендерные роли и их многообразие
  66. Понятие «социальная роль», «гендерная роль» и их соотношение. Дифференциация гендерных ролей в зависимости от пола, возраста, социального статуса, семейного положения и др.

  67. Гендерные стереотипы и развитие индивидуальности
  68. Понятие «гендерные стереотипы» и их характеристики. Виды гендерных стереотипов. Понятие «маскулинность» и «феминность». Функции гендерных стереотипов. Взаимосвязь гендерных ролей и гендерных стереотипов. Трансляции гендерных стереотипов, осознание источников собственных гендерных стереотипов. Анализ собственных гендерных стереотипов.

  69. Гендерные отношения и их характеристика
  70. Понятие «гендерные отношения». Гендерные отношения как один из видов взаимоотношений в их широком понимании. Формы взаимосвязи между людьми, связанные с категориями «мужское» - «женское». Уровни реализации гендерных отношений. Основные модели взаимоотношений: доминантно-зависимая, партнерская.

  71. Семья как один из факторов гендерной социализации
  72. Семья и ее функции, типы семей. Семейные роли. Партнерские отношения супругов как идеал современной семьи. Составляющие семейного счастья. Материнство и отцовство как жизненные ценности. Роль родителей в воспитании ребенка. Роль семьи в формировании гендерной культуры личности. Семейные традиции. Здоровый образ жизни семьи - гарант стабильности общества.

  73. Гендер и мода
  74. Проблема моды и гендерных установок в современной психологической науке. Мода как социальный и психологический феномен. Понятие исследования гендера и гендерных стереотипов. Влияние гендерных установок на восприятие моды.

  75. Общекультурные ценности в жизни современных юношей и девушек Проблемы самоопределения личности в современном мире. Ценностные ориентации
  76. белорусских юношей и девушек. Патриотизм. Культура. Любовь. Дружба. Семья. Здоровье. Образование. Труд. Роль гендерных знаний в жизни современного молодого человека.

  77. Профессиональное самоопределение мужчин и женщин
  78. Особенности самореализации женщин и мужчин в профессиональной сфере. Факторы, определяющие выбор профессии. Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии. Предпочтения белорусских юношей и девушек в выборе профессии. Равные права представителей обоих полов в профессиональном самоопределении и получении образования.

  79. Итоговое занятие
  80. Обобщение представлений о предназначении мужчин и женщин в современном мире, закрепление знаний о равных правах и возможностях представителей обоих полов. Обсуждение исследовательских проектов.

    Примерный учебно-тематический план

    Образовательная область «Права человека»

    № п/п

    Название раздела/тем

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    Вводное занятие

    1

    1

    1

    Понятие «Право». Правовые документы

    10

    4

    6

    2

    Гражданин и его права. Личные (гражданские) права

    10

    4

    6

    3

    Экономические, социальные и культурные права

    10

    4

    6

    4

    Я и моя семья. Семейные правоотношения

    9

    4

    5

    5

    Правонарушения и ответственность

    11

    4

    7

    6

    Механизм защиты прав детей в Республике Беларусь

    10

    4

    6

    7

    Информационно-поисковые системы в законодательстве Республики Беларусь

    9

    4

    5

    8

    Итоговое занятие

    2

    2

    Итого

    72

    29

    43

    Содержание образовательной области

    Вводное занятие. Цели и задачи курса. Содержание занятий. Правила работы. Техника практических работ. План работы на год.

  81. Понятие «Право». Правовые документы
  82. Право, его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. Конвенция о правах ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Конституция Республики Беларусь о правах, свободах и обязанностях человека. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка».

  83. Гражданин и его права. Личные (гражданские) права
  84. Понятия «гражданин». Основные права и обязанности граждан.

    Право на жизнь. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на свободу совести. Право на создание семьи и охрану семьи. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Право на имя. Право на честь и достоинство. Право на презумпцию невиновности.

  85. Экономические, социальные и культурные права
  86. Экономические права. Право на труд. Право на справедливую оплату за труд. Право собственности. Право на предпринимательскую деятельность. Социальные права. Право на охрану здоровья. Право на благоприятную окружающую среду. Право на социальное обеспечение. Право на жилище. Право на образование. Культурные права. Право пользоваться родным языком и выбирать язык общения. Право на участие в культурной жизни. Свобода художественного, научного, технического творчества.

  87. Я и моя семья. Семейные правоотношения
  88. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Понимание социальной роли в семье и обществе. Роль семьи в жизни каждого человека. Разрешение конфликтов в семье. Семейные правоотношения и их регулирование.

  89. Правонарушения и ответственность
  90. Понятие «правонарушение». Причины и виды правонарушений. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Административная ответственность. Правонарушения несовершеннолетних.

  91. Механизм защиты прав детей в Республике Беларусь
  92. Государственные органы по охране детства в Республике Беларусь. Общественные организации по защите прав ребенка. Государственная защита личных неимущественных прав детей. Защита и гарантии имущественных прав несовершеннолетних. Споры, связанные с воспитанием детей. Лишение родительских прав. Судебная система Республики Беларусь в области защиты прав ребенка.

  93. Информационно-поисковые системы в законодательстве Республики Беларусь
  94. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь (ЭБДПИ) -

    основной государственный информационно-правовой ресурс. Банки данных «Законодательство Республики Беларусь», «Решения органов местного управления и самоуправления», «Международные договоры». Доступ к документам, включенным в ЭБДПИ. ИПС «ЭТАЛОН». Доступ к документам ИПС «ЭТАЛОН-ONLINE».

  95. Итоговое занятие. Подведение итогов работы.
  96. Примерный учебно-тематический план

    Образовательная область «Психологическая культура»

    № п/п

    Название раздела/тем

    Количество часов

    всего

    теория

    практика

    Вводное занятие

    1

    1

    1

    Психологическая культура как часть общей культуры

    4

    2

    2

    2

    Сущность и природа человека

    6

    2

    4

    3

    Культура здоровья

    5

    2

    3

    4

    Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование

    6

    2

    4

    5

    Психические процессы (культура познания, эмоций и чувств)

    10

    4

    6

    6

    Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура

    10

    4

    6

    7

    Поведение в трудных ситуациях

    8

    4

    4

    8

    Культура самоопределения. Смысл жизни и выбор жизненного пути

    10

    4

    6

    9

    Мир семьи. Культура семейных отношений

    10

    4

    6

    10

    Итоговое занятие

    2

    2

    Итого

    72

    29

    43

    Содержание образовательной области

    Вводное занятие. Цели и задачи курса. Содержание занятий. Правила работы. Техника практических работ. План работы на год.

    1. Психологическая культура как часть общей культуры

    Понятие «культура». Образование и культура. Психологическая культура. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Понятие «житейская психология». Научная психология. Взаимодействие научной и «житейской» психологии.

  97. Сущность и природа человека
  98. Биологическое и социальное в человеке. Человек как индивид (телесное существование человека). Классификация природных свойств: возрастно-половые, индивидуально-типические. Определение и содержание понятия «личность». Уровни иерархии человеческой организации: «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». Структура личности: способности, темперамент, характер.

  99. Культура здоровья
  100. Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия «болезнь» и «здоровье». Здоровье и укрепляющие его факторы. Критерии здоровья человека. Факторы, разрушающие здоровье. Влияние здорового образа жизни на природу человека и окружающую среду.

  101. Самопознание, саморегуляция, самосовершенствование
  102. Общее представление о самопознании и его значение для жизни человека. Саморегуляция и самосовершенствование как элементы самопознания. Общая характеристика самопознания как процесса. Цели и мотивы самопознания. Сферы и области самопознания. Способы, средства, механизмы и барьеры самопознания.

  103. Психические процессы (культура познания, эмоций и чувств)
  104. Общее представление о познании. Определение и содержание понятий «субъект познания», «объект познания». Ступени познавательной деятельности: чувственное познание, рациональное познание.

    Виды эмоциональных переживаний и их характеристика (аффекты, Соотношение понятий «эмоции» и «чувства». Основные виды эмоций и чувств. Настроение как эмоциональное состояние. Основные характеристики настроений.

  105. Общение и взаимоотношения. Коммуникативная культура
  106. Определение понятия «общение». Структура и средства общения. Общение как основа межличностных отношений. Индивидуальный стиль общения. Способы воздействия в процессе общения. Понятие «коммуникативная культура» и его характеристики.

  107. Поведение в трудных ситуациях
  108. Способы преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях: стресс, фрустрация, кризис, переживание, эмоциональное напряжение. Представление о жизненной стойкости.

  109. Культура самоопределения. Смысл жизни и выбор жизненного пути
  110. Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения.

    Межличностное взаимодействие. Развитие умений по принятию решений. Эмоциональное отношение к выбору профессии. Роль жизненных ценностей при выборе профессии. Планирование профессионального пути.

  111. Мир семьи. Культура семейных отношений
  112. Культурно-историческая природа брака и семьи. Тенденции развития современной семьи. Функции современной семьи. Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи. Нормативные и ненормативные кризисы семьи. Семья как целостная система. Психологические закономерности выбора брачного партнера. Психология родительства. Детско-родительские отношения в семье. Семьи группы риска.

  113. Итоговое занятие. Подведение итогов работы.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.